
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
«выпячивание» деятельностного центра человеческой субъективности, начавшего принимать на себя не свойственные ему ранее мировоззренческие функции. На место мотивационной энергии, движущейся в направлении от бытия к деятельности, приходит новая мотивационная энергия, движущаяся в противоположном направлении – от деятельности к бытию.
Возможность такого движения была заложена с самого начала, с того момента, когда деятельность была закамуфлирована бытийными образами. Другое дело, что такое движение не осуществлялось до тех пор, пока поток бытийного опыта (и связанная с ним мотивационная составляющая) был достаточно силён. Но как только бытийный опыт ослабел, стал возможен обратный поток, в основе которого лежала деятельностная потребительская мотивация. Если в основе бытийной мотивации лежит переживание субъектом бытийного опыта, определённых самоценных, великих символов и достигаемое в результате этого переживания состояние, назовём его благодатью, в принципе не насыщаемо, то потребительская мотивация строится на удовлетворении витальных потребностей, весьма быстро насыщаемых и, как следствие, обладающих малым мотивационным потенциалом. На место благодати пришло удовлетворение, на место счастья – удовольствие. Такая перемена не могла не сказаться на человеческом самочувствии и мировосприятии, одним из проявлений которого стало измельчание великих символов бытия и, как следствие, ещё большая утеря ими мировоззренческого потенциала.
Осуществляющаяся потребительская переинтерпретация бытийного приводила к депрессии, к опошлению и обессмысливанию человеческой жизни. Не удивительно, что в этих условиях человек обращает свой взор к науке, видя в ней единственную силу, способную вывести его из мировоззренческого тупика. Ведь благодаря ей человек достиг господства над миром и уверенно движется по пути прогресса. Достижения техники, в основе которых лежит всё та же наука, делают сказку былью, и кто знает, быть может, при помощи науки человек сможет победить и саму смерть. Придание научной активности статуса панацеи породило программу онаучивания, рационализации всего объёма человеческой субъективности, привело к замене прежних традиционных форм духовной активности новыми, «свободными», дискурсивными по своему существу формами духа.
Уверенность в грядущем успехе этого проекта подкреплялась достижениями, демонстрируемыми человеческой деятельностью, строящейся на основе рационального регулирования и мотивации. Казалось, что с того момента, как субъекты этой деятельности стали руководствоваться простыми и рациональными соображениями личной выгоды, деятельность достигла гигантского масштаба и обеспечила не только господство человека над миром, но и благосостояние, сулящее в перспективе полное удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Какие ещё нужны доказательства? И человек принялся активно изменять свой духовный мир.
Наука должна была прийти на место прежних форм активности, освободить человека от мифов, доставшихся в наследство от тёмного, донаучного прошлого, и поставить на место служения неким высшим силам рациональный, свободный человеческий выбор, основанный на ясном осознании того, что хорошо и что плохо для человека.
Выполнение подобной программы требовало критического, научного анализа человеческой истории, общества, культуры и психики. Научные методы и принципы, зародившиеся в сфере естественных наук, переносятся и переориентируются на гуманитарную сферу. Человек попадает в фокус научной рефлексии. Именно с этим периодом в истории человека связано возникновение великих «научных» идеологий, призванных указать человеку пути к счастью. Несмотря на некую утопичность подобных проектов, нельзя не заметить, что применение научного подхода в гуманитарной сфере дало выдающиеся результаты. Углубилось понимание движущих сил человеческой истории, были вскрыты земные корни религий и идеологий, проанализированы механизмы социальной эксплуатации человека и манипуляции им, выявлены основные закономерности идеологического обеспечения человеческой деятельности.
Не следует забывать, что выдвижение науки на доминирующие позиции в системе духовности явилось своего рода эпифеноменом доминирования деятельности в системе человеческой активности. Акцент на деятельностном отношении к миру сопровождался усиленным развитием тех психических и соответствующих им духовных механизмов, которые обеспечивали протекание человеческой деятельности, что в конце концов привело к становлению человеческой личности и приданию ей статуса основной инстанции в системе человеческой субъективности. С этого момента только личность становится полноценным репрезентантом человека в мире, и всё, что не прошло через личностное одобрение и легитимизацию, лишается статуса истинно человеческого. Личность – это первая субперсоналия в истории человека, которая построена на принципах самосознания и дискурсивности. Стихией существования личности становятся различные дискурсивные знаковые системы, и прежде всего язык.
Останні події
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»