Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

«выпячивание» деятельностного центра человеческой субъективности, начавшего принимать на себя не свойственные ему ранее мировоззренческие функции. На место мотивационной энергии, движущейся в направлении от бытия к деятельности, приходит новая мотивационная энергия, движущаяся в противоположном направлении – от деятельности к бытию.
Возможность такого движения была заложена с самого начала, с того момента, когда деятельность была закамуфлирована бытийными образами. Другое дело, что такое движение не осуществлялось до тех пор, пока поток бытийного опыта (и связанная с ним мотивационная составляющая) был достаточно силён. Но как только бытийный опыт ослабел, стал возможен обратный поток, в основе которого лежала деятельностная потребительская мотивация. Если в основе бытийной мотивации лежит переживание субъектом бытийного опыта, определённых самоценных, великих символов и достигаемое в результате этого переживания состояние, назовём его благодатью, в принципе не насыщаемо, то потребительская мотивация строится на удовлетворении витальных потребностей, весьма быстро насыщаемых и, как следствие, обладающих малым мотивационным потенциалом. На место благодати пришло удовлетворение, на место счастья – удовольствие. Такая перемена не могла не сказаться на человеческом самочувствии и мировосприятии, одним из проявлений которого стало измельчание великих символов бытия и, как следствие, ещё большая утеря ими мировоззренческого потенциала.
Осуществляющаяся потребительская переинтерпретация бытийного приводила к депрессии, к опошлению и обессмысливанию человеческой жизни. Не удивительно, что в этих условиях человек обращает свой взор к науке, видя в ней единственную силу, способную вывести его из мировоззренческого тупика. Ведь благодаря ей человек достиг господства над миром и уверенно движется по пути прогресса. Достижения техники, в основе которых лежит всё та же наука, делают сказку былью, и кто знает, быть может, при помощи науки человек сможет победить и саму смерть. Придание научной активности статуса панацеи породило программу онаучивания, рационализации всего объёма человеческой субъективности, привело к замене прежних традиционных форм духовной активности новыми, «свободными», дискурсивными по своему существу формами духа.
Уверенность в грядущем успехе этого проекта подкреплялась достижениями, демонстрируемыми человеческой деятельностью, строящейся на основе рационального регулирования и мотивации. Казалось, что с того момента, как субъекты этой деятельности стали руководствоваться простыми и рациональными соображениями личной выгоды, деятельность достигла гигантского масштаба и обеспечила не только господство человека над миром, но и благосостояние, сулящее в перспективе полное удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Какие ещё нужны доказательства? И человек принялся активно изменять свой духовный мир.
Наука должна была прийти на место прежних форм активности, освободить человека от мифов, доставшихся в наследство от тёмного, донаучного прошлого, и поставить на место служения неким высшим силам рациональный, свободный человеческий выбор, основанный на ясном осознании того, что хорошо и что плохо для человека.
Выполнение подобной программы требовало критического, научного анализа человеческой истории, общества, культуры и психики. Научные методы и принципы, зародившиеся в сфере естественных наук, переносятся и переориентируются на гуманитарную сферу. Человек попадает в фокус научной рефлексии. Именно с этим периодом в истории человека связано возникновение великих «научных» идеологий, призванных указать человеку пути к счастью. Несмотря на некую утопичность подобных проектов, нельзя не заметить, что применение научного подхода в гуманитарной сфере дало выдающиеся результаты. Углубилось понимание движущих сил человеческой истории, были вскрыты земные корни религий и идеологий, проанализированы механизмы социальной эксплуатации человека и манипуляции им, выявлены основные закономерности идеологического обеспечения человеческой деятельности.
Не следует забывать, что выдвижение науки на доминирующие позиции в системе духовности явилось своего рода эпифеноменом доминирования деятельности в системе человеческой активности. Акцент на деятельностном отношении к миру сопровождался усиленным развитием тех психических и соответствующих им духовных механизмов, которые обеспечивали протекание человеческой деятельности, что в конце концов привело к становлению человеческой личности и приданию ей статуса основной инстанции в системе человеческой субъективности. С этого момента только личность становится полноценным репрезентантом человека в мире, и всё, что не прошло через личностное одобрение и легитимизацию, лишается статуса истинно человеческого. Личность – это первая субперсоналия в истории человека, которая построена на принципах самосознания и дискурсивности. Стихией существования личности становятся различные дискурсивные знаковые системы, и прежде всего язык.

Останні події

23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»


Партнери