Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

стратегии «спасения» – стратегии, в основе которой лежит принцип единства человека и мира. Всё это приводит к развитию и усугублению мировоззренческого кризиса, свойственного современному человеку. По мере его углубления человек столкнулся с тем обстоятельством, что имеющиеся в его распоряжении средства не позволяют ему эффективно решать основные смысложизненные проблемы. Ярким воплощением такой ситуации стало явление обессмысливания человеческого существования, явление, современниками которого мы с вами есть.
Такое обессмысливание свидетельствует о том, что те механизмы продуцирования и трансляции смыслов, которые сложились в деятельностную эпоху, достигли пределов своей применимости и утратили способность к разрешению бытийных, экзистенциальных проблем. Более того, под вопрос поставлена сама возможность такого разрешения, поскольку вопрос стоит уже не о поисках самого «смысла», а о существовании смысла вообще.
При этом не следует забывать, что этот мировоззренческий кризис, при всей его драматичности и остроте, – лишь эпифеномен реального процесса, чреватого для человека смертельной опасностью, опасностью, исходящей от утери связи с бытием. Можно не сомневаться, что дело не ограничится только гуманитарным, смысложизненным измерением. Отпадение от бытийного опыта угрожает самому физическому существованию человека, поскольку нарушает сложные механизмы психического гомеостаза и приводит к системной некомпетентности человека. Выход из этой ситуации может быть либо в преодолении разрыва между бытием и существованием человека, либо в деградации человека до уровня животного существования, не предполагающего сознательного переживания целостности человека и мира. Излишне говорить, что это смертельно опасно для человека, а посему любые структуры, препятствующие этому единству, должны быть разрушены. Таково требование гомеостаза, сложившегося между человеком и миром. Поэтому у современного человека есть только две альтернативы: деградация современной цивилизации до уровня додеятельностного существования, что, по сути, означает гибель, либо поиск такого выхода из сложившейся ситуации, который предполагает сохранение достижений деятельностной эпохи и в то же время обеспечивает полноценное и свободное протекание бытийных процессов.
Как это возможно?
Данная проблема имеет два основных аспекта, назовём их условно объективным и субъективным. Говоря об объективном аспекте, укажем на то обстоятельство, что процесс человеческого отчуждения, неразрывным образом связанный с развитием человеческой деятельности, привёл к ослаблению связи и в конечном счёте к практически полному отрыву человека от опыта бытия. Соответственно те переживания и опыт, которые на ранних стадиях истории были в той либо иной мере доступны всем человеческим индивидам, стали очень редкими гостями в жизни современного человека. Можно предположить, что дальнейшее развитие человеческой деятельности приведёт к тому, что процессы отчуждения будут преодолены, и опыт бытия вновь станет доступным человеку. Возникнет возможность освобождения человека от пут деятельностного объективизма, и великая «иллюзия» личностной природы человека утратит свой довлеющий над человеком характер. И окажется возможным такое самочувствование человека и определение его места в мире, в основу которого будет положен принцип единства человека и мира. Понятно, что такое самоощущение не может появиться в результате неких опосредованных познавательных актов, не может оно появиться и в результате простого перенастроя человеческого сознания. Переживание единства с миром возможно только в результате достижения реального единства с миром. Но, позвольте, скажет читатель, разве единство человека и мира не существует, это единство лежит в самом факте бытия человека, и будет прав – да, действительно, человек онтологически един с миром, он является частью того тотального целого, которое мы называем реальностью. Очевидно, когда мы говорим о единстве человека и мира как условии преодоления личностного партикуляризма и разрешения экзистенциальных проблем, мы имеем в виду нечто отличное от простого натурального единства. Человека интересует не абстрактное, неустранимое единство, а ещё точнее – не целостность человека и мира, а единство для себя, то есть такое состояние единства, которое доступно непосредственному восприятию человека, то бесспорное единство, которое, имея статус реальности, воспринимается как саморазумеющаяся предпосылка человеческого бытия в мире. Именно утрата единством этого модуса непосредственной самоочевидности, а возможность промысливать это единство не равна восстановлению единства (см. «Феноменологию духа» Гегеля), и породила те проблемы, с которыми имеет дело современный человек. И проблемы эти не сводятся к простому переформатированию перцептуального опыта человека. Дело значительно серьёзнее. Становление человека, упрочение его положения перед лицом реальности потребовало от него своеобразного самопожертвования, готовности к вещному самоуподоблению.

Останні події

29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»


Партнери