Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Завантажити

стратегии «спасения» – стратегии, в основе которой лежит принцип единства человека и мира. Всё это приводит к развитию и усугублению мировоззренческого кризиса, свойственного современному человеку. По мере его углубления человек столкнулся с тем обстоятельством, что имеющиеся в его распоряжении средства не позволяют ему эффективно решать основные смысложизненные проблемы. Ярким воплощением такой ситуации стало явление обессмысливания человеческого существования, явление, современниками которого мы с вами есть.
Такое обессмысливание свидетельствует о том, что те механизмы продуцирования и трансляции смыслов, которые сложились в деятельностную эпоху, достигли пределов своей применимости и утратили способность к разрешению бытийных, экзистенциальных проблем. Более того, под вопрос поставлена сама возможность такого разрешения, поскольку вопрос стоит уже не о поисках самого «смысла», а о существовании смысла вообще.
При этом не следует забывать, что этот мировоззренческий кризис, при всей его драматичности и остроте, – лишь эпифеномен реального процесса, чреватого для человека смертельной опасностью, опасностью, исходящей от утери связи с бытием. Можно не сомневаться, что дело не ограничится только гуманитарным, смысложизненным измерением. Отпадение от бытийного опыта угрожает самому физическому существованию человека, поскольку нарушает сложные механизмы психического гомеостаза и приводит к системной некомпетентности человека. Выход из этой ситуации может быть либо в преодолении разрыва между бытием и существованием человека, либо в деградации человека до уровня животного существования, не предполагающего сознательного переживания целостности человека и мира. Излишне говорить, что это смертельно опасно для человека, а посему любые структуры, препятствующие этому единству, должны быть разрушены. Таково требование гомеостаза, сложившегося между человеком и миром. Поэтому у современного человека есть только две альтернативы: деградация современной цивилизации до уровня додеятельностного существования, что, по сути, означает гибель, либо поиск такого выхода из сложившейся ситуации, который предполагает сохранение достижений деятельностной эпохи и в то же время обеспечивает полноценное и свободное протекание бытийных процессов.
Как это возможно?
Данная проблема имеет два основных аспекта, назовём их условно объективным и субъективным. Говоря об объективном аспекте, укажем на то обстоятельство, что процесс человеческого отчуждения, неразрывным образом связанный с развитием человеческой деятельности, привёл к ослаблению связи и в конечном счёте к практически полному отрыву человека от опыта бытия. Соответственно те переживания и опыт, которые на ранних стадиях истории были в той либо иной мере доступны всем человеческим индивидам, стали очень редкими гостями в жизни современного человека. Можно предположить, что дальнейшее развитие человеческой деятельности приведёт к тому, что процессы отчуждения будут преодолены, и опыт бытия вновь станет доступным человеку. Возникнет возможность освобождения человека от пут деятельностного объективизма, и великая «иллюзия» личностной природы человека утратит свой довлеющий над человеком характер. И окажется возможным такое самочувствование человека и определение его места в мире, в основу которого будет положен принцип единства человека и мира. Понятно, что такое самоощущение не может появиться в результате неких опосредованных познавательных актов, не может оно появиться и в результате простого перенастроя человеческого сознания. Переживание единства с миром возможно только в результате достижения реального единства с миром. Но, позвольте, скажет читатель, разве единство человека и мира не существует, это единство лежит в самом факте бытия человека, и будет прав – да, действительно, человек онтологически един с миром, он является частью того тотального целого, которое мы называем реальностью. Очевидно, когда мы говорим о единстве человека и мира как условии преодоления личностного партикуляризма и разрешения экзистенциальных проблем, мы имеем в виду нечто отличное от простого натурального единства. Человека интересует не абстрактное, неустранимое единство, а ещё точнее – не целостность человека и мира, а единство для себя, то есть такое состояние единства, которое доступно непосредственному восприятию человека, то бесспорное единство, которое, имея статус реальности, воспринимается как саморазумеющаяся предпосылка человеческого бытия в мире. Именно утрата единством этого модуса непосредственной самоочевидности, а возможность промысливать это единство не равна восстановлению единства (см. «Феноменологию духа» Гегеля), и породила те проблемы, с которыми имеет дело современный человек. И проблемы эти не сводятся к простому переформатированию перцептуального опыта человека. Дело значительно серьёзнее. Становление человека, упрочение его положения перед лицом реальности потребовало от него своеобразного самопожертвования, готовности к вещному самоуподоблению.

Останні події

13.10.2025|12:48
«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
13.10.2025|12:40
«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
13.10.2025|12:35
Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
13.10.2025|12:21
12 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
11.10.2025|13:07
Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"
11.10.2025|13:02
Вероніка Чекалюк презентує у Відні унікальні "метафоричні карти" для спілкування за столом
09.10.2025|19:19
Ласло Краснагоркаї — Нобелівський лауреат із літератури 2025 року
07.10.2025|17:37
“Тисяча осяйних сонць”: бестселер про долі жінок в Афганістані вийшов українською
06.10.2025|15:47
«Основи» готують до друку три романи Самюеля Бекета до 120-річчя автора
06.10.2025|15:34
Стартував прийом заявок на Премію Читомо-2025 за видатні досягнення у книговиданні


Партнери