Re: цензії
- 11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наукПривабливо, цікаво, пізнавально
- 08.12.2025|Василь КузанКрик відчаю
- 02.12.2025|Василь КузанНі краплі лукавства
- 27.11.2025|Василь КузанNobilis sapientia
- 27.11.2025|Віталій ОгієнкоРозсекречені архіви
- 24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
- 23.11.2025|Ігор ЗіньчукСвітло, як стиль життя
- 21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наукСвітлотіні свободи
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Невинные ангелочки или злобные дикари?
Карин Калверт рассказывает, как на протяжении трёх столетий менялось понимание детства в американской культуре.
Карин Калверт. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600―1900. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Работа американской исследовательницы Карин Калверт посвящена предметам материальной культуры, связанным с детством — в основном мебели и одежде. Объяснить их особенности, не попытавшись охарактеризовать состояние «педагогических умов» в разные исторические эпохи, разумеется, невозможно. Карин Калверт исходит из того, что даже при самой нежной и искренней любви к своим отпрыскам большинство родителей в отношениях с ними не могут не руководствоваться господствующими в их обществе представлениями о том, что же такое детство. Конечно, представления эти меняются, и Карин Калверт показывает, как это происходит, на примере Северной Америки. А поскольку и до и после революции английское и европейское влияние здесь было очень сильным, в результате получается схема, в той или иной мере значимая для всей западной цивилизации.
В истории американского детства исследовательница выделяет три больших периода. В первый (1600—1750) американских детей туго пеленали, полностью лишая возможности двигаться, затем при помощи специальных приспособлений, которые удерживали младенца в вертикальном положении, учили ходить и как можно скорее обряжали во взрослую одежду (девочек, как только встанут на ноги, мальчиков — с 7 лет).
На ребёнка в ту пору смотрели как на недоразвитого взрослого, который без посторонней помощи, к примеру, никогда не встанет на ноги, а так и будет всю жизнь ползать на четвереньках. У детей почти не было ни собственного пространства в доме, ни игрушек, ни игр, которые бы существенно отличались от развлечений взрослых.
В следующий период (1750—1830) наука признаёт за ребёнком способность к саморазвитию, которое нужно лишь правильно направлять. Отныне детство трактуется как этап, важный для подготовки к взрослой жизни, но принципиально к ней несводимый, причём его продолжительность, если судить по одежде, увеличивается на 5—7 лет.
Наконец в 1830—1900 годы распространяется идеология невинного детства, довольно спорная сама по себе и несколько двусмысленная в своём практическом воплощении. От растлевающего влияния мира взрослых ребёнка оберегают, изолируя его в детской, чтобы потом… подозревать в мастурбации. Весьма правдоподобной в связи с этим кажется авторская интерпретация детской коляски, которая появилась на излёте викторианской эпохи: это приспособление позволило демонстрировать посторонним младенца как маленького ангела, но при этом не давало ему возможности выйти из этой роли.
Далеко не все изменения, описанные в книге, оказываются необратимыми. Безусловно, благодаря прогрессу медицины мы больше не сдавливаем новорождённым кости черепа, чтобы зарос родничок, и не угощаем беспокойных младенцев успокоительным сиропом с настойкой опиума. Однако детская одежда в XX веке снова начинает напоминать взрослую, как в XVII.
Карин Калверт честно признаётся, что не знает, какая эпоха была права. Есть надежда, что читатели последуют её примеру, и эта историческая монография поможет немного смягчить остроту споров между поколениями о том, как правильно воспитывать детей.
Василий Костырко
Коментарі
Останні події
- 11.12.2025|20:26Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
- 09.12.2025|14:38Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
- 02.12.2025|10:33Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
- 27.11.2025|14:32«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
