Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Лілі МарленСергій Жадан
так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
Завантажити

смысле случайные посетители, путешествующие в поисках кайфа или исцеления от тех либо иных конечномерных проблем или недугов, то религиозные виртуозы проникают в мир нуминозного опыта не как случайные странники, а как воины духа, желающие получить поддержку абсолюта в борьбе человека за вечность. Они приходят в этот мир, обогащённые опытом своих предшественников, и не просто переживают опыт нуминозного, а переживают его через определённую интерпретационную матрицу, в результате их переживания отливаются в ту либо иную систему образов, меняющихся в зависимости от ситуации, в которой находятся субъекты нуминозного опыта. Так, древние греки прошли несколько этапов интерпретации нуминозного опыта, их путь лежал от Диониса к Аполлону и далее к синтезу обоих подходов. Интерпретации различаются и от культуры к культуре. Один и тот же опыт вдохновляет и христиан и буддистов, но образы, сопровождающие эти переживания, весьма различны. Однако как бы ни различались эти интерпретации, одно не подлежит сомнению – в них (интерпретациях) воплощена схема подхода и взаимодействия обществ (культур) с наиболее значимыми для них смысложизненными проблемами, в известном смысле можно говорить об этих интерпретационных схемах как о квинтэссенции той либо иной культуры. Соответственно активность религиозных виртуозов с самого начала исполнена высочайшей метафизической и этической значимостью, а их опыт – это всегда вклад в сокровищницу человечества. Достигаемое в результате этого опыта сопряжение мира горнего и мира профанного очень важно для человеческого существования, и его значение не может быть переоценено. При этом всегда нужно помнить, что в основе любой интерпретации лежит энергетический заряд чистого нуминозного переживания, заряд, восходящий к универсальным измерениям живого и воплощающий в себе факт бытия и единства живого существа и универсума. Становясь конституирующим принципом живого, он начинает восприниматься психикой животных и в конце концов становится ядром человеческого сознания. В этом качестве он изначально заряжен определённым смыслом, достаточно простым, но крайне важным, – смыслом бытия и всеединства живой твари и мира. Переживание этого всеединства вне культурного контекста (или в обеднённом культурном контексте), как правило, и ограничивается тварным горизонтом понимания, со всеми вытекающими из данного обстоятельства следствиями. Именно с таким экономпереживанием бытийственности мы, по всей видимости, и имеем дело в случае аутсайдерского доступа к нуминозному опыту. С этой точки зрения идентичность базового опыта Григория Паламы и некоего анонимного любителя психоделиков не означает идентичности результатов, полученных из данного опыта. Однако такая полярность в отношении к бытийному опыту не исчерпывает всего спектра интерпретаций последнего. Ведь помимо мистов и наркоманов существует множество других пользователей, заполняющих шкалу интерпретаций между этими крайними позициями, и их понимание и оценка происходящего простираются от тварной эйфории до мистического экстаза. Для иллюстрации подобного утверждения обратимся к такой широкоизвестной вещи, сопровождающей бытийный опыт, как фотические эффекты. Они присутствуют в описании опыта во всех традициях, но если для шаманов это один из важных, но все же второстепенных моментов опыта, то в исихазме фотические эффекты интерпретируются как проявление божественных энергий. Вот как пишет об этом Григорий Палама: «… святые духовно видят свет, как сами говорят, ипостасный, а не символический, не наподобие воображений, сплетающихся от сочетания случайных обстоятельств, и что этот свет есть невещественное божественное воссияние и благодать, видимые невидимо и понимаемые непостижимо, – они знают на опыте; но что такое этот свет, они, как сами говорят, не знают»26.
Обобщая вышеизложенное, можно предположить, что базовый нуминозный опыт служит универсальной основой для любой религии и его понимание и восприятие в значительной степени зависят от той системы интерпретации, которая принята в той либо иной религиозной традиции, а сам опыт подвергается мистом тщательной и сложной возгонке, требующей от практикующего полной самоотдачи и служения. Соответственно полученный результат изначально заряжен предыдущим культурным развитием социума, и поэтому грандиозные смыслообразы мистика, снизошедшие на него в виде благодати, столь отличны от достаточно тривиальных переживаний дилетанта. Говоря о тривиальности дилетантского опыта, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что даже в таком упрощённом виде он обладает гигантским катарсическим потенциалом, косвенным свидетельством чего является та деструктивная власть, которую имеют над людьми наркотические вещества.
Одна из наиболее загадочных особенностей бытийного опыта – это его гигантская значимость для человека в сочетании с очевидной бесполезностью и нецелесообразностью. Этот опыт не служит ни для чего, он самодостаточен. Для человека, привыкшего воспринимать действительность в целевом контексте, такой

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери