
по-
глядеть на него со стороны, откашляться, от-
ринуть, и понять: как хорошо, что все описы-
ваемое происходит не с тобой. Это лишнее
7
подтверждение, что только та строка способ-
на стать необходимой для читателя, которая
сама родилась из чувства внутренней необ-
ходимости.
Стоит подчеркнуть, что темперамент ав-
тора («коль любить, так не на шутку, коль
ругнуть, так сгоряча»), составляющий одну
из привлекательных черт повествования, ни-
когда не толкает его к пережиму. Бойцовский
темперамент, эмоциональная выразитель-
ность, идейный накал – завидные стороны
писательских способностей Э. Миры.
Молодеческое бахвальство ложится худо-
жественным мазком, обидная для других за-
диристость в образе человека «с обостренным
эмоциональным восприятием мира» (как го-
ворили встарь) окупается лепкой характеров
живых и занимательных. Автор персонажей
не выдумывает, а выхватывает из жизни со
всеми особенностями их психологии и в пор-
третных характеристиках: ты будто видишь
этих людей на улице, но – в «скорлупе».
Альковные сцены, к которым так при-
вык читающий современную прозу читатель
(или кинозритель), в «Скорлупе» описаны
со вкусом, их сюжетика остановлена там, где
все и так становится понятным. Это прием, достаточно ныне редкий. Острота нарисо-
8
ванной картинки, безраздельно главенствует
в романе, картинность изображенного ярка, зрима, что свидетельствует о безусловной за-
вершенности и условной художественности.
Многие сцены (например, полумазохистский
коитус Полы и Доменика в захламленном
подвале) оставляют отчетливое зрительное
впечатление. Такую пластичность описания
можно встретить разве что у Алексея Тол-
стого. Может, поэтому следует закончить
эпиграф к роману так, как он завершен в ано-
нимном оригинале: «Omne animal post coitum triste est, praeter mulierem gallumque» – вся-
кая тварь грустна после соития, кроме пету-
ха и женщины.
Душевное равновесие, к которому стре-
мится героиня, оптимизм, которым она са-
моудовлетворяется и самовоспитывается, приходят с возрастом, и оттого удивитель-
ным образом по-прежнему «в сердце не ску-
деет нежность» (Тютчев).
академик Украинской академии архитектуры
Киев, 14.03.2011
9