
Re: цензії
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
А тебя только равный убьёт
Новый роман Донны Тартт — книга о детстве как возмездии, не всегда отправляемом по верному адресу.
Донна Тартт. Маленький друг: Роман. М.: Иностранка, 2010.
Человек, впервые присоединивший к существительному «детство» прилагательное «счастливое», за своё лицемерие достоин наихудшей кары: адского котла с кипящей манной кашей, обильно политой тошнотворным рыбьим жиром, для такого грешника будет маловато. Уж те-то, кому сейчас десять или двенадцать, прекрасно знают, что детство — тюрьма строгого режима, время бессилия и бесправия, мучительная пора вынужденного сосуществования с жукоглазыми инопланетянами, не понимающими элементарного и при этом самодовольно считающими себя твоими родными и близкими.
Свежепереведённый роман американки Донны Тартт именно об этом мрачном периоде человеческой жизни. То есть формально история, которая рассказана писательницей, выглядит как детектив: согласно сюжету, более десяти лет назад при весьма таинственных обстоятельствах погиб юный Робби Клив-Дюфрен. И вот теперь двенадцатилетняя сестра мальчика Харриет с маниакальным упорством старается вычислить убийцу, а найдя предполагаемого душегуба, покарать его любыми доступными ей средствами, от королевской кобры, брошенной в машину с эстакады, до старого отцовского револьвера, неожиданно оказавшегося исправным.
Однако на самом деле роман «Маленький друг» детективом лишь притворяется. Как и в переведённой годом ранее книге Тартт «Тайная история», здесь почти демонстративно попраны жанровые каноны: экспозиция занимает больше половины текста, развешанные по стенам ружья в большинстве своём не стреляют, а главная загадка в конце так и остаётся неразгаданной. Впрочем, книга, разумеется, вовсе не о преступлении-наказании. Процесс мщения для малышки Харриет не столько благородный акт восстановления некогда попранной справедливости, сколько попытка обрести хоть какую-то твёрдую почву среди вязкой тины бессмысленного повседневного существования в том унылом и удушливом мирке, где, кажется, всему твоему семейству (от давно пропавшего с горизонта папы-гастролёра до сомнамбулической мамы, от авторитарной бабки до её сестёр, тратящих все силы на борьбу с подступающим маразмом) до тебя, по сути, нет дела. И, как ни парадоксально, интерес к девочке проявляют только злодеи — члены жутковатого семейного клана братьев Ратклифф, который состоит из сбрендившего уголовника Фариша, его подручного Дэнни и сомнительного святоши Юджина, узревшего Бога в ходе отсидки. В схватке с Ратклиффами Фортуна примет сторону девочки, но к торжеству справедливости всё это отношения иметь не будет...
Вообразите себе фильм «Один дома», снятый не весёлым голливудским бодрячком Крисом Коламбусом, а постановщиками кровавого «Фарго» — саркастичными мизантропами братьями Коэнами. Представили? Ну тогда о финале романа Донны Тартт вы легко догадаетесь сами.
Роман Арбитман
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем