Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
«Лужица» может случиться с кем угодно!
Аксель Шеффлер, художник и иллюстратор знаменитой книги «Груффало», придумал серию книжек-картинок про Чика и Брики.
Чик – зайчик-ребенок. Брики – мышка-ребенок. И хотя точно определить их «детский» возраст невозможно, мы сразу понимаем, что Чик и Брики – маленькие. И сюжеты их жизни – это сюжеты из жизни маленьких детей. Но при этом зайчик и мышка довольно самостоятельные. По крайней мере, истории о них не обременены лишними персонажами. Психологическая точность историй связана именно с описанием типичных ситуаций, в которых оказываются малыши. Каждой ситуации посвящена отдельная книжка.
Одна из книжек серии называется «Лужица».
В центре истории – «инцидент», связанный с горшком. Маленький Чик приходит в гости к Брики. Они увлеченно играют, угощаются разными лакомствами, снова играют. И вдруг… на полу появляется лужица. Ее происхождение безошибочно угадывается ребенком трех лет. И виновник происшествия тоже сразу угадывается: лужица «разлилась» рядом с Чиком. И штанишки у него вдруг потемнели. Человек трехлетнего возраста (а иногда и моложе) уже не только понимает, что для «этих дел» существует горшок. (Умение пользоваться горшком – одно из его первых культурных достижений.) Он понимает, что появление лужицы – нарушение неких правил. И подобное происшествие в трехлетнем возрасте уже вызывает неприятное чувство стыда. (Не говоря уж о том, какое чувство может испытывать ребенок более старшего возраста.)
Вся эта довольно сложная гамма переживаний и представлена в книжке. Причем сам драматический момент композиционно сдвинут к концу: сначала Аксель Шеффлер долго и подробно описывает разные увлекательные занятия, которые предшествовали инциденту. Наше внимание, наше восприятие подчиняется размеренному, успокаивающему ритму рисованного повествования: картинки отличаются симметрией, равномерным распределением разных мелких предметов по площади листа. Создается ощущение устойчивости и благополучия. Оно усыпляет и бдительность «зрителя», и, видимо, бдительность персонажей. Но очень важно, что эта устойчивость и симметричность не нарушается с появлением лужицы. Только испуганные мордочки персонажей сообщают нам о том, что произошло нечто из ряда вон выходящее. Эти мордочки – Чика, допустившего «оплошность», и Брики, в гостях у которой это произошло, тоже симметричны. Но уже на следующем развороте симметрия нарушается, потому что Брики, вытирающая лужицу, в буквальном смысле закрывает глаза на происходящее. Чик еще переживает, а Брики уже и не хочет лужицу видеть: «Это может случиться с кем угодно!» И жизнь течет себе дальше. Она даже более насыщенная и продуктивная, чем раньше, – словно опыт переживания и его преодоления сделал героев богаче и даже чуть-чуть взрослее: Чик и Брики вместе рисуют.
А в конце истории Чик сам вспоминает, что ему надо сходить в туалет (на горшок). Творчество – творчеством, игры ‒ играми, а о «базовых» нуждах тоже нельзя забывать.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року