Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Кого из писателей могут запретить? Список крамольников
Школьники могут лишиться ряда писателей из-за их вольности в религиозных вопросах
В свете новых мер, принимаемых государственными органами для защиты чувств верующих от оскорблений, внимание оказалось привлечено к книгам, включённым в школьную программу. В обществе стали возникать сомнения, а не попадут ли книжки, ранее рекомендовавшиеся детям в рамках программы средней школы, в число запрещённой или как минимум нерекомендуемой литературы.
Пушкин и Римская Папа
И в самом деле, взять хотя бы наше всё - Александра Сергеевича Пушкина. Он, мало того что позволял себе в своих произведениях писать слово «бог» с маленькой буквы, так ещё и его история про попа и работника его Балду с чертями и избиением священнослужителя, мягко говоря, может обидеть чьи-то чувства.
Александр Сергеевич, кстати, подобные проблемы имел ещё при жизни. Не все знают, но в «Сказке о рыбаке и рыбке» изначально был эпизод, где старуха восхотела стать «Римскою Папой». Но тут поэт подумал о том, что ему ещё жить в этой стране, где Священный Синод - не самая последняя организация, и предпочёл сам себя процензурировать.
Глава Министерства культуры РФ Владимир Мединский опасений не разделяет, хотя и железной уверенности в этом не проявляет. «Ничего из школьной программы изыматься не будет. Давайте подождём и увидим, в какой форме законопроект будет принят», - сказал министр.
Дарвин снова под угрозой?
Вообще, школьной программе в свете новых веяний может прийтись очень несладко. Вспомнить хотя бы курс биологии, из-за которого уже ломались копья даже в суде. А ну как кого из верующих учеников или их родителей оскорбит теория Дарвина? Или курс анатомии, изучение которого может вселить сомнения в божественном происхождения хомо сапиенса? И в истории тоже не всё ладно.
Лет десять назад мой приятель, преподаватель истории, неосторожно на своём уроке обмолвился о «библейских мифах», за что получил гневную отповедь от ученицы:
- Как вы смеете называть это мифами! Всё так и было на самом деле!
А ведь есть ещё химия, где некоторые опыты с веществами могут быть восприняты как покушение на «божественное чудо».
Вернёмся к литературе. Что же в школьном курсе теоретически может рассматриваться как оскорбление чувств верующих?
От Воланда до Тёркина
Вышеописанная «Сказка о попе и о работнике его Балде» - несомненно. Вслед за ней, очевидно, должен проследовать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где мало того что фигурирует сам повелитель зла, так ещё и даётся неканоническое описание истории распятия спасителя человечества. Может это оскорбить чувства верующих? Вполне.
Компанию этим двум классикам составит и Александр Блок с поэмой «Двенадцать». Ибо Христос в белом венчике из роз путешествует по Петрограду в крайне неподходящей компании.
Блок проштрафился в школьной программе ещё раз, вот этими строчками:
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Тут у верующих вполне может возникнуть вопрос: а чего это обряд бедный и почему, собственно, Блок ходит в храмы с целью встретить некую даму?
Если Блок проштрафился частично, то Лев Николаевич Толстой, который, как известно, в своё время вовсе был отлучён от церкви, - сам по себе причина для оскорбления чувств верующих. И неважно уже, «Лев и собачка» или «После бала».
Не по пути чувствам верующих может оказаться и с Гёте, имевшим неосторожность написать «Фауста», где опять-таки фигурирует враг рода человеческого.
В списке крамольных с точки зрения чувств верующих оказывается и поэт революции Владимир Маяковский, который тоже пишет слово «бог» с маленькой буквы и чрезвычайно вольно обращается с образами Господа, ангелов и прочих персонажей, неуважительное обращение с которыми может задеть верующего человека.
Александр Твардовский с поэмой «Тёркин на том свете» немало претерпел от советских властей, а теперь рискует нарваться и на религиозный конфликт, ведь его описание того света, мягко говоря, контрастирует с представлениями основных религиозных конфессий.
Мир пор иным ракурсом
Михаил Юрьевич Лермонтов наследил в курсе литературы поэмой «Демон», которая тоже может пробудить у верующих не те чувства. У Николая Гумилёва в стихотворении «Дон-Жуан» герой собирается «в старости принять завет Христа», а до того пускается во все тяжкие. Кому-то в этом может привидеться намёк на монахов и на их не совсем праведную жизнь.
У Николая Гоголя, которого в школьной программе богато, в каждом втором произведении творится какая-то чертовщина - если не «Мёртвые души», так «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вообще, изучив список литературы для школьной программы, понимаешь, что каждое второе произведение так или иначе может задеть чувства верующих.
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
