Re: цензії

14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. Дніпро
За якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро
«Був на рідній землі…»
02.09.2025|Віктор Вербич
Книга долі Федора Литвинюка: ціна вибору
01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Одухотворений мегавулкан мезозойської ери
25.08.2025|Ярослав Поліщук
Шалений вертеп
25.08.2025|Ігор Зіньчук
Правди мало не буває
18.08.2025|Володимир Гладишев
«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Полтавська хоку-центричність
07.08.2025|Ігор Чорний
Роки минають за роками…
06.08.2025|Ярослав Поліщук
Снити про щастя

Літературний дайджест

03.10.2012|08:08|Коммерсантъ

Умер Борис Рацер

В Мюнхене в возрасте 82 лет скончался знаменитый советский драматург Борис Рацер.

Борис Рацер был «половиной» автора, известного всем советским театральным зрителям как Рацер и Константинов. Вместе с Владимиром Константиновым они были едва ли не самыми плодовитыми комедиографами последней трети прошлого века, писавшими на русском языке. Известными Рацер и Константинов стали еще в конце 1960-х годов, когда их пьеса «После двенадцати» была поставлена в Театре комедии Николаем Акимовым - и затем разошлась по всей стране.

В последующие три десятилетия фамилии Рацер и Константинов появлялись на афишах многих советских театров, в столицах и провинции. «Сорацеры», как шутливо называли себя драматурги, были необычайно плодовиты - они выпускали не меньше двух пьес в год: комедии лирические, сатирические и музыкальные, стихи, киносценарии, инсценировки. Издавали они и книжки. Во времена, когда термина «коммерческий театр» вообще не существовало, ленинградцы Борис Рацер и Владимир Константинов стали самыми умелыми и профессиональными кассовыми драматургами - их веселые пьесы разных лет «Инкогнито», «Левша», «Неравный брак», «Ход конем», «Гусар из КГБ» вызывали радость публики и исправно пополняли театральные кассы. Рацер и Константинов были надежными авторами.

Власти поругивали их за «мелкотемье». Критики и многие режиссеры относились к комедиографам свысока, считали многие сочинения драматургического дуэта слишком простыми и рассчитанными на невзыскательный вкус. Впрочем, бывали и исключения, самое известное из которых - «Ханума», поставленная самым «взыскательным» ленинградским мастером Георгием Товстоноговым. Спектакль Большого драматического театра имени Горького благодаря телеверсии стал одним из общепризнанных товстоноговских шедевров, а сама пьеса Рацера и Константинова, написанная по мотивам старинной грузинской комедии, до сих пор не сходит с афиш российских театров.

Дуэт, безусловно, вошедший в историю как рекордсмен репертуара - где-нибудь на Бродвее такие авторы были бы авторитетными миллионерами, распался вместе со страной, не признававшей честной коммерции в искусстве. Владимир Константинов ушел из жизни в конце 1990-х годов. Борис Рацер постсоветские годы своей жизни провел в Германии. В одиночку он написал мюзиклы «Еврейское счастье», «Шалом, Америка!» и «Блуждающие звезды», комедии «Старые русские» и «Русский медведь, или Танго в сентябре».

Роман Должанский



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери