Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Лучшая фантастика 2011 года

Сколько я себя помню, столько и идут споры: что такое фантастика. Жанр ли это или вид литературы?

Или форма для некоторого рода литературного содержания. Как стихи, скажем. Есть и такое мнение. Ведь стихи могут быть шуточные и серьезные, детские, белые или в тройку трагичные, есть даже стихи в прозе. Те же «Мастер и Маргарита» и «Вий» - типичное фэнтези, например. А в позапрошлом, 2010 году, голосуя за «Книгу года», любители фантастики на сайте «Фантлаб» («Лаборатория фантастики») немало голосов дали роману Мариам ПЕТРОСЯН «Дом, в котором...», который числят по своему ведомству и ревнители мэйнстрима. В номинационных списках года 2011-го (точнее, с 1 ноября 2010 по 30 ноября 2011) на ту же «Книгу года» 1039 книг отечественных авторов и 414 переводных. По известному закону СТАРДЖОНА 90% всего этого - макулатура. Надо полагать, такое же распределение халтуры и качественных книг и в главном потоке. 

В прошедшем году был запущен в серию новый книжный проект - «Обитаемый остров» - цикл продолжений одноименного романа братьев СТРУГАЦКИХ. Как и всю остальную проектную литературу - «Этногенез», «Метро», «С.Т.А.Л.К.Е.Р», одолеть квалифицированному читателю такое практически невозможно. Основные потребители этой более или, скорее, менее ладно скроенной штамповки - подростки. Однако отрадно заметить, что последние два года проявилась и другая тенденция - отдельные издатели начали выпускать пусть небольшими тиражами - две, три тысячи экземпляров - фантастические произведения, требующие эрудиции и интеллекта. Те, о которых еще лет пять назад говорили: нет смысла издавать-  не поймут, не купят. Покупают! Читают с интересом и даже спорят. Издательства «Эксмо» и «Домино» запустили собрание сочинений Филипа ДИКА, как минимум, четвертое по счету. Вышло уже восемь томов, некоторые произведения заново отредактированы, а есть и ранее неизвестные. Фраза о том, что этот писатель всем своим сумасшедшим творчеством пытался ответить на один-единственный вопрос: что есть реальность? - стала уже общим местом. 2011 год стал ренессансным для фантастики Иэна М.БЭНКСА - вышли два романа из его цикла о цивилизации Культуры «Игрок» (впрочем, более точным был бы перевод«Человек, которым играют игры») и «Материя», а также внецикловый объемистый роман «Алгебраист» - своеобразный манифест анархизма, утверждающий и показывающий, что власть отвратительна по своей природе - любая. Впрочем граница власти и личности - тема практически всей фантастики БЭНКСА, и в ряде случаев его художественные фантазии по этому поводу весьма схожи с размышлениями братьев СТРУГАЦКИХ в «Жуке в муравейнике» и «Трудно быть богом». В том же цикле, что и БЭНКС, вышел в прошлом году «Я, хобо: времена смерти» Сергея ЖАРКОВСКОГО - откровенно написанный усложненно, постепенно превращающийся из производственного романа о строительстве некоего космического БАМА в роман фэнтези о ярости и мести. Не менее изощрен «Железный Совет» Чайна МЬЕВИЛЯ - продолжение его невероятно насыщенных и даже порой шокирующих «Вокзала потерянных снов» и «Шрама». А вот «Дневники голодной акулы» - дебют британца Стивена ХОЛЛА неплохо бы читать после штудирования «Галактики Гутенберга» Маршала МАКЛЮЭНА о том, каким образом коммуникационные технологии (преимущественно письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. В 2011 году Генри Лайон ОЛДИ (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) завершил может быть, одну из лучших своих книг, трилогию «Urbi Et Orbi, или Городу и Миру» - о мире, основанном на идеях великого Андре-Мари АМПЕРА, преодолевают которые другие идеи - близкие к дзен. И, наконец, великолепная стилизация Евгения ФИЛЕНКО «Шестой моряк» оставила многих читателей в недоумении - о чем это написал один из лучших фантастов 90-х?

mif1959



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери