Re: цензії

07.05.2025|Оксана Лозова
Те, що «струною зачіпає за живе»
07.05.2025|Віктор Вербич
Збиткування над віршами: тандем поета й художниці
07.05.2025|Ігор Чорний
Життя на картку
28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе

Літературний дайджест

Лучшая фантастика 2011 года

Сколько я себя помню, столько и идут споры: что такое фантастика. Жанр ли это или вид литературы?

Или форма для некоторого рода литературного содержания. Как стихи, скажем. Есть и такое мнение. Ведь стихи могут быть шуточные и серьезные, детские, белые или в тройку трагичные, есть даже стихи в прозе. Те же «Мастер и Маргарита» и «Вий» - типичное фэнтези, например. А в позапрошлом, 2010 году, голосуя за «Книгу года», любители фантастики на сайте «Фантлаб» («Лаборатория фантастики») немало голосов дали роману Мариам ПЕТРОСЯН «Дом, в котором...», который числят по своему ведомству и ревнители мэйнстрима. В номинационных списках года 2011-го (точнее, с 1 ноября 2010 по 30 ноября 2011) на ту же «Книгу года» 1039 книг отечественных авторов и 414 переводных. По известному закону СТАРДЖОНА 90% всего этого - макулатура. Надо полагать, такое же распределение халтуры и качественных книг и в главном потоке. 

В прошедшем году был запущен в серию новый книжный проект - «Обитаемый остров» - цикл продолжений одноименного романа братьев СТРУГАЦКИХ. Как и всю остальную проектную литературу - «Этногенез», «Метро», «С.Т.А.Л.К.Е.Р», одолеть квалифицированному читателю такое практически невозможно. Основные потребители этой более или, скорее, менее ладно скроенной штамповки - подростки. Однако отрадно заметить, что последние два года проявилась и другая тенденция - отдельные издатели начали выпускать пусть небольшими тиражами - две, три тысячи экземпляров - фантастические произведения, требующие эрудиции и интеллекта. Те, о которых еще лет пять назад говорили: нет смысла издавать-  не поймут, не купят. Покупают! Читают с интересом и даже спорят. Издательства «Эксмо» и «Домино» запустили собрание сочинений Филипа ДИКА, как минимум, четвертое по счету. Вышло уже восемь томов, некоторые произведения заново отредактированы, а есть и ранее неизвестные. Фраза о том, что этот писатель всем своим сумасшедшим творчеством пытался ответить на один-единственный вопрос: что есть реальность? - стала уже общим местом. 2011 год стал ренессансным для фантастики Иэна М.БЭНКСА - вышли два романа из его цикла о цивилизации Культуры «Игрок» (впрочем, более точным был бы перевод«Человек, которым играют игры») и «Материя», а также внецикловый объемистый роман «Алгебраист» - своеобразный манифест анархизма, утверждающий и показывающий, что власть отвратительна по своей природе - любая. Впрочем граница власти и личности - тема практически всей фантастики БЭНКСА, и в ряде случаев его художественные фантазии по этому поводу весьма схожи с размышлениями братьев СТРУГАЦКИХ в «Жуке в муравейнике» и «Трудно быть богом». В том же цикле, что и БЭНКС, вышел в прошлом году «Я, хобо: времена смерти» Сергея ЖАРКОВСКОГО - откровенно написанный усложненно, постепенно превращающийся из производственного романа о строительстве некоего космического БАМА в роман фэнтези о ярости и мести. Не менее изощрен «Железный Совет» Чайна МЬЕВИЛЯ - продолжение его невероятно насыщенных и даже порой шокирующих «Вокзала потерянных снов» и «Шрама». А вот «Дневники голодной акулы» - дебют британца Стивена ХОЛЛА неплохо бы читать после штудирования «Галактики Гутенберга» Маршала МАКЛЮЭНА о том, каким образом коммуникационные технологии (преимущественно письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. В 2011 году Генри Лайон ОЛДИ (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) завершил может быть, одну из лучших своих книг, трилогию «Urbi Et Orbi, или Городу и Миру» - о мире, основанном на идеях великого Андре-Мари АМПЕРА, преодолевают которые другие идеи - близкие к дзен. И, наконец, великолепная стилизация Евгения ФИЛЕНКО «Шестой моряк» оставила многих читателей в недоумении - о чем это написал один из лучших фантастов 90-х?

mif1959



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
07.05.2025|11:45
Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
07.05.2025|11:42
Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»
07.05.2025|11:38
У Києві відбудеться презентація книги «Усе на три літери» журналіста й військовослужбовця Дмитра Крапивенка
06.05.2025|15:24
«Читаємо ложками»: у Луцьку відбудеться перша зустріч літературно-гастрономічного клубу


Партнери