
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Лучшая фантастика 2011 года
Сколько я себя помню, столько и идут споры: что такое фантастика. Жанр ли это или вид литературы?
Или форма для некоторого рода литературного содержания. Как стихи, скажем. Есть и такое мнение. Ведь стихи могут быть шуточные и серьезные, детские, белые или в тройку трагичные, есть даже стихи в прозе. Те же «Мастер и Маргарита» и «Вий» - типичное фэнтези, например. А в позапрошлом, 2010 году, голосуя за «Книгу года», любители фантастики на сайте «Фантлаб» («Лаборатория фантастики») немало голосов дали роману Мариам ПЕТРОСЯН «Дом, в котором...», который числят по своему ведомству и ревнители мэйнстрима. В номинационных списках года 2011-го (точнее, с 1 ноября 2010 по 30 ноября 2011) на ту же «Книгу года» 1039 книг отечественных авторов и 414 переводных. По известному закону СТАРДЖОНА 90% всего этого - макулатура. Надо полагать, такое же распределение халтуры и качественных книг и в главном потоке.
В прошедшем году был запущен в серию новый книжный проект - «Обитаемый остров» - цикл продолжений одноименного романа братьев СТРУГАЦКИХ. Как и всю остальную проектную литературу - «Этногенез», «Метро», «С.Т.А.Л.К.Е.Р», одолеть квалифицированному читателю такое практически невозможно. Основные потребители этой более или, скорее, менее ладно скроенной штамповки - подростки. Однако отрадно заметить, что последние два года проявилась и другая тенденция - отдельные издатели начали выпускать пусть небольшими тиражами - две, три тысячи экземпляров - фантастические произведения, требующие эрудиции и интеллекта. Те, о которых еще лет пять назад говорили: нет смысла издавать- не поймут, не купят. Покупают! Читают с интересом и даже спорят. Издательства «Эксмо» и «Домино» запустили собрание сочинений Филипа ДИКА, как минимум, четвертое по счету. Вышло уже восемь томов, некоторые произведения заново отредактированы, а есть и ранее неизвестные. Фраза о том, что этот писатель всем своим сумасшедшим творчеством пытался ответить на один-единственный вопрос: что есть реальность? - стала уже общим местом. 2011 год стал ренессансным для фантастики Иэна М.БЭНКСА - вышли два романа из его цикла о цивилизации Культуры «Игрок» (впрочем, более точным был бы перевод«Человек, которым играют игры») и «Материя», а также внецикловый объемистый роман «Алгебраист» - своеобразный манифест анархизма, утверждающий и показывающий, что власть отвратительна по своей природе - любая. Впрочем граница власти и личности - тема практически всей фантастики БЭНКСА, и в ряде случаев его художественные фантазии по этому поводу весьма схожи с размышлениями братьев СТРУГАЦКИХ в «Жуке в муравейнике» и «Трудно быть богом». В том же цикле, что и БЭНКС, вышел в прошлом году «Я, хобо: времена смерти» Сергея ЖАРКОВСКОГО - откровенно написанный усложненно, постепенно превращающийся из производственного романа о строительстве некоего космического БАМА в роман фэнтези о ярости и мести. Не менее изощрен «Железный Совет» Чайна МЬЕВИЛЯ - продолжение его невероятно насыщенных и даже порой шокирующих «Вокзала потерянных снов» и «Шрама». А вот «Дневники голодной акулы» - дебют британца Стивена ХОЛЛА неплохо бы читать после штудирования «Галактики Гутенберга» Маршала МАКЛЮЭНА о том, каким образом коммуникационные технологии (преимущественно письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. В 2011 году Генри Лайон ОЛДИ (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) завершил может быть, одну из лучших своих книг, трилогию «Urbi Et Orbi, или Городу и Миру» - о мире, основанном на идеях великого Андре-Мари АМПЕРА, преодолевают которые другие идеи - близкие к дзен. И, наконец, великолепная стилизация Евгения ФИЛЕНКО «Шестой моряк» оставила многих читателей в недоумении - о чем это написал один из лучших фантастов 90-х?
mif1959
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025