Електронна бібліотека/Проза

що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Людському наступному світу...Микола Істин
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
Пізно ввечері, майже поночі...Сергій Жадан
Поетичні новиниМикола Істин
Настя малює не квіткуПавло Кущ
БубликПавло Кущ
Серцем-садом...Микола Істин
коли надто пізно ти знаєш що мало любив...Анатолій Дністровий
LET ME GОOKEAN ELZY
Конвертуй світлосутність поезії в душах...Микола Істин
де я тебе розлив...Сергій Осока
"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Завантажити

чувствительный», «опасный для жизни», а напротив уровней в 435 и 450 вольт ученые проставили зловещую пометку «ХХХ». По правилам эксперимента «учитель» должен увеличивать силу разряда на одну ступень всякий раз, когда «ученик» ошибается.
«Учитель» слышит, как «ученик» вскрикивает, когда мощность тока достигает 75 вольт. При  120 вольтах ток начинает причинять «ученику» серьезную боль, а на 150 вольтах он просит завершить эксперимент. Если «учитель» подчиняется требованиям экспериментатора, на 270 вольтах он слышит крики и мольбы прекратить истязание, с 300 вольт «ученик» начинает хрипеть, а после 330 вольт замолкает.
Чтобы заставить «учителя» продолжать работу, экспериментатор произносит всего четыре фразы: «Пожалуйста, дальше», «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали», «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». А молчание «ученика», получившего разряд в 330 вольт, экспериментатор предлагает трактовать как неправильный ответ.
В результате выяснилось, что из 40 мужчин разных профессий и возрастов, принявших участие в эксперименте, 63% дошли до использования разрядов 450 вольт, уступая требованиям экспериментатора. Причем они подчинялись команде продолжать до тех пор, пока их не останавливали.
Когда Милграм только планировал методику эксперимента, предполагалось, что люди остановятся на 135 вольтах. Опрошенные перед экспериментом психиатры полагали, что до отметки «ХХХ» дойдет не более одного человека из тысячи.
После первых опытов Милграм слегка изменил условия эксперимента, попросив подсадных «учеников», которых, конечно же, не пытали током, играть жалостливее, ссылаясь на слабое сердце. Но и это не принесло результата: из 40 новых добровольцев 65% следовали указаниям экспериментатора и доходили до отметки «ХХХ».
Несмотря на критику процедуры эксперимента, результаты которого опубликованы в статье «Behavioral Study of Obedience» в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1963 г., Милграм продолжил эксперименты в различных социальных условиях и смог получить до 93% безоговорочного подчинения требованиям экспериментатора.
(…) Причем женщины показали не меньшую «кровожадность», чем представители сильного пола, которые приняли участие в первых экспериментах.
«Учителя» попадали в ловушку поэтапного включения в ситуацию: начиная с безопасных 15 вольт, они совершали «чуть более» жестокий поступок, уступая требованиям. Кроме того, по наблюдениям Милграма, чем дальше продолжался эксперимент, тем ниже оценивали «учителя» своих «учеников», объясняя, что они заслужили наказание за недостаток интеллекта.
Критики обвинили психолога в причинении душевных страданий испытуемым. И действительно, во время эксперимента «учителя» испытывали серьезный стресс, но опрос после его завершения показал, что 84% добровольцев были рады принять в нем участие. А обследование психиатрами 40 человек, которые испытывали наибольший дискомфорт, показало, что спустя год пережитый стресс не принес вреда психическому здоровью участников эксперимента.
Исследование Милграма до сих пор вызывает массу споров по поводу этического аспекта использования неосведомленных добровольцев в эксперименте. (…)
Тем не менее исследование Милграма, несмотря на его жестокость, стало для психологии классическим. Ведь оно со всей ясностью продемонстрировало, что самые обычные люди могут действовать разрушительно. И дело не в свойствах характера, а в том, что влияние нравственных принципов заканчивается, когда человек сталкивается с давлением авторитета. Ведь послушание – одна из основных человеческих черт и глубоко укоренившаяся форма поведения, необходимая для нормального существования в современном обществе. Но оно иногда приводит к тому, что люди просто выполняют приказы начальства и не несут ответственности за собственные действия».
http://elementy.ru/lib/431623
Я не зря привел здесь эту информацию. Послушание является одним из наиболее «социальных» феноменов. Стая подчиняется вожаку. Без подчинения стая (как и любое социальное объединение) невозможна.
Само же по себе подчинение (как необходимая основа для адекватного социального поведения) – это, прежде всего, признание за кем-то (вожаком, начальником) преимущественных прав на принятие решений, обязательных для выполнения прочими членами группы. Такое поведение абсолютно типично для основной массы людей со средним и невысоким IQ – «исполнителей», которые чувствуют себя гораздо комфортнее в ситуации, когда труд принятия решений и бремя ответственности за них составляют проблемы других людей (вождей, руководителей).
Это означает, что чем ниже средний уровень IQ народа, тем выше шансы установления тоталитарного режима в стране. Все будут «просто выполнять приказы». Сколько собственной крови народу придется сдать за нехватку мозгов – вопрос хотя жизненный и жесткий, но риторический.
Именно поэтому, кстати говоря, любой диктатор начинает свои репрессии именно с наиболее «думающей» части народа. Потому что тупые не бунтуют. По крайней



Партнери