
Re: цензії
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
- 11.03.2025|Марина Куркач, літературна блогерка, м. КременчукЖінкам потрібна любов
- 05.03.2025|Тетяна Белімова"Називай мене Клас Баєр": книга, що вражає психологізмом та відвертістю
- 05.03.2025|Тетяна Качак, м. Івано-ФранківськСтефаник у художньому слові Оксани Тебешевської
Видавничі новинки
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Преображение простых предметов
Аромат Цветаевой, дыхание Ахмадулиной.
Анна Гедымин. Осенние праздники: Избранные стихи.
– М.: Время, 2012. – 224 с. (Поэтическая библиотека).
Анну Гедымин (беседу с ней читайте на стр. 2) любят все. Даже те, кто ее не любит. А все равно читает. Или по крайней мере ревниво следит за тем, как преображает она простые предметы, как творит свое такое обыкновенное и необыкновенное волшебство, которое по старинке называют стихами. Хотя, это, конечно, волхование, а никакие не стихи. А Гедымин – просто-напросто весталка.
Если город на дымной
подушке
Видит снова волшебные
сны,
Если лес от корней
до макушки
Обновился в припадке
весны…
Если Гедымин пишет, значит, поэзия еще жива, еще дышит.
Когда же читаешь многих из ее современников, то всегда кажется, что поэзия – дело мало того что неблагодарное, но и тяжелое, невыразимо скучное и никому по большому счету, кроме автора (а порой и ему самому), не нужное.
И как это у нее получается все легко, озорно, изящно, грациозно, да еще в придачу мудро? И как это все можно совместить?
И птичьи голоса,
и летних крон завеса…
Над ними, в вышине,
возможны небеса,
Но их не разглядеть
среди густого леса,
Так заросли плотны
и птичьи голоса.
В каждой строчке Анны просто-таки физически ощутима школа и слышен еле уловимый, осторожный, деликатный, а иногда и отчетливый отзвук, аромат Цветаевой, Бродского, Ахматовой и т.д. И в этом ее несовременность, несвоевременность:
Я поповская правнучка –
и княжна,
На конюшне прапрадед мой
был запорот...
Так – о боже! –
что чувствовать я должна,
Если снится мне:
красные входят в город?..
А вы так могли бы?
Я это не к тому, чтобы ее стихами кого-то уколоть. Она, в конце концов, не бита бейсбольная, чтобы, размахивая ею в разные стороны, разить наповал графоманов. Их все равно не убывает, а, наоборот, с каждым годом только больше становится. Графоманы – болезнь литературы. Но если еще случаются такие вот стихи, возможно, такое «легкое дыхание», какое было у Беллы Ахмадулиной и есть у Гедымин, то не все так плохо:
И косари обманули –
ни песен, ни мускул,
Но потом к ним привыкли,
как ко всякому гостю.
Старший носил железные
зубы, смеялся тускло
И воду из родника
зачерпывал горстью…
Это из поэмы «Косари», которую хочется привести всю, целиком, но место не позволяет. Я бы, если честно, всю поэму и процитировал вместо рецензии. Но законы жанра позволяют отщипнуть от нее только «кусочек колбаски», как сделал дурачок из «Косарей»:
А дурачок
стянул в буфете колбаски,
Стал жевать и мечтать,
подпевая мечтам
нестройно,
Что однажды приедут в село косари -
как из сказки,
И будет село
таких косарей достойно.
Анна, кажется, не читала «Косарей» на недавней презентации в Доме Булгакова. Говорю «кажется», потому что в Булгаковском не может иначе. Там все – кажимость. Гедымин читала стихи в подвале, где глохнут звуки, публика, иногда даже не расслышав, не угадав слово, все же чутко вслушивалась в ее хрустальный, тихий голос. Постеснялась, что ли, как повзрослевшие дети стесняются своих прежних шалостей, или испугалась того, что стихи после «Косарей» не превзойдут этих распевных, простых, почти домотканых строк, которые она подслушала в какой-нибудь деревне. Но напрасно. Много и после «Косарей» строк, которые словно бы запоминаются сами самой. Очень счастливый признак. Так восторженно и, кажется, незатейливо может писать только ребенок. Но эта незатейливость кажущаяся. Просто она умеет прятать узелки:
А у сына – твое выраженье
лица, движенья,
Лишь от осени –
желтоватая прядь.
Каково мне, выбравшейся из
вражеского окруженья,
Обернуться – и вновь перед
прошлым своим стоять…
У Анны есть два стихотворения с названием «Бабье лето». Одно в начале книги, другое в конце. Круговорот стихов в природе. Весна, когда была выпущена книга, плавно перетекает в осень. И обратно. Одним словом – Гедымин!
Михаил Филиппов
Коментарі
Останні події
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію
- 30.03.2025|10:014 квітня KBU Awards 2024 оголосить переможців у 5 номінаціях українського нонфіку
- 30.03.2025|09:50У «Видавництві 21» оголосили передпродаж нової книжки Артема Чапая
- 20.03.2025|10:47В Ужгороді представили книжку про відомого закарпатського ченця-василіянина Павла Мадяра