Буквоїд

Преображение простых предметов

Аромат Цветаевой, дыхание Ахмадулиной.
Анна Гедымин. Осенние праздники: Избранные стихи. 
– М.: Время, 2012. – 224 с. (Поэтическая библиотека). Анну Гедымин (беседу с ней читайте на стр. 2) любят все. Даже те, кто ее не любит. А все равно читает. Или по крайней мере ревниво следит за тем, как преображает она простые предметы, как творит свое такое обыкновенное и необыкновенное волшебство, которое по старинке называют стихами. Хотя, это, конечно, волхование, а никакие не стихи. А Гедымин – просто-напросто весталка. Если город на дымной подушке Видит снова волшебные сны, Если лес от корней до макушки Обновился в припадке весны… Если Гедымин пишет, значит, поэзия еще жива, еще дышит. Когда же читаешь многих из ее современников, то всегда кажется, что поэзия – дело мало того что неблагодарное, но и тяжелое, невыразимо скучное и никому по большому счету, кроме автора (а порой и ему самому), не нужное. И как это у нее получается все легко, озорно, изящно, грациозно, да еще в придачу мудро? И как это все можно совместить? И птичьи голоса, и летних крон завеса… Над ними, в вышине, возможны небеса, Но их не разглядеть среди густого леса, Так заросли плотны и птичьи голоса. В каждой строчке Анны просто-таки физически ощутима школа и слышен еле уловимый, осторожный, деликатный, а иногда и отчетливый отзвук, аромат Цветаевой, Бродского, Ахматовой и т.д. И в этом ее несовременность, несвоевременность: Я поповская правнучка – и княжна, На конюшне прапрадед мой был запорот... Так – о боже! – что чувствовать я должна, Если снится мне: красные входят в город?.. А вы так могли бы? Я это не к тому, чтобы ее стихами кого-то уколоть. Она, в конце концов, не бита бейсбольная, чтобы, размахивая ею в разные стороны, разить наповал графоманов. Их все равно не убывает, а, наоборот, с каждым годом только больше становится. Графоманы – болезнь литературы. Но если еще случаются такие вот стихи, возможно, такое «легкое дыхание», какое было у Беллы Ахмадулиной и есть у Гедымин, то не все так плохо: И косари обманули – ни песен, ни мускул, Но потом к ним привыкли, как ко всякому гостю. Старший носил железные зубы, смеялся тускло И воду из родника зачерпывал горстью… Это из поэмы «Косари», которую хочется привести всю, целиком, но место не позволяет. Я бы, если честно, всю поэму и процитировал вместо рецензии. Но законы жанра позволяют отщипнуть от нее только «кусочек колбаски», как сделал дурачок из «Косарей»: А дурачок стянул в буфете колбаски, Стал жевать и мечтать, подпевая мечтам нестройно, Что однажды приедут в село косари - как из сказки, И будет село таких косарей достойно. Анна, кажется, не читала «Косарей» на недавней презентации в Доме Булгакова. Говорю «кажется», потому что в Булгаковском не может иначе. Там все – кажимость. Гедымин читала стихи в подвале, где глохнут звуки, публика, иногда даже не расслышав, не угадав слово, все же чутко вслушивалась в ее хрустальный, тихий голос. Постеснялась, что ли, как повзрослевшие дети стесняются своих прежних шалостей, или испугалась того, что стихи после «Косарей» не превзойдут этих распевных, простых, почти домотканых строк, которые она подслушала в какой-нибудь деревне. Но напрасно. Много и после «Косарей» строк, которые словно бы запоминаются сами самой. Очень счастливый признак. Так восторженно и, кажется, незатейливо может писать только ребенок. Но эта незатейливость кажущаяся. Просто она умеет прятать узелки: А у сына – твое выраженье лица, движенья, Лишь от осени – желтоватая прядь. Каково мне, выбравшейся из вражеского окруженья, Обернуться – и вновь перед прошлым своим стоять… У Анны есть два стихотворения с названием «Бабье лето». Одно в начале книги, другое в конце. Круговорот стихов в природе. Весна, когда была выпущена книга, плавно перетекает в осень. И обратно. Одним словом – Гедымин! Михаил Филиппов
Постійна адреса матеріалу: http://bukvoid.com.ua/digest//2012/07/12/221204.html
Copyright © 2008 Буквоїд
При повному або частковому відтворенні посилання на Буквоїд® обов'язкове (для інтернет-ресурсів - гіперпосилання). Адміністрація сайту може не розділяти думку автора і не несе відповідальності за авторські матеріали.