Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

30.08.2010|11:10|lenta.ru

Жизнь не повторяет искусство

Как Мишель Уэльбек убил сам себя.

Жизнь популярнейшего французского романиста современности Мишеля Уэльбека подошла к закономерно печальному концу. Полиция опрашивает его многочисленных недоброжелателей, чтобы выйти на след убийцы писателя-скандалиста. Увы, к сожалению для его завистников, это не криминальная хроника, а завязка сюжета нового романа. Автор которого - сам Мишель Уэльбек.

Один из самых язвительных и безжалостных по отношению к современности писателей впервые обращает свой сарказм против себя самого - таким образом британская The Independent анонсировала новый сатирический триллер Уэльбека "Карта и территория" (La Carte et le Territoire), выход которого во Франции назначен на 8 сентября.

На самом деле, конечно, объект едкой иронии в новой книге - вообще мир французских знаменитостей, созданных средствами массовой информации. Один из них - звезда французского телевидения Жан-Пьер Перно (Jean-Pierre Pernaut), диктор новостей, кумир пенсионеров и пропагандист "французскости", рекламирующий туристам вино, еду и отдых в сельской Франции. В "Карте и территории" Перно в прямом эфире объявляет о собственной гомосексуальности - чего в действительности, разумеется, не было.

Однако в число разоблачаемых и высмеиваемых селебритиз ироничный писатель включает и себя. На страницах "Карты и территории" появляется "дурно одетый и пахнущий писатель-алкоголик", которого по странному совпадению зовут так же, как и самого автора романа - Мишель Уэльбек. Не исключено, что это пародия на прием, вовсю отработанный в голливудском кино, когда звезды появляются в эпизодах в роли самих себя.

Главным героем книги, однако, является вымышленный персонаж, художник Джед Мартен (Jed Martin), - новомодный конкурент таких грандов современного искусства, как Дэмиен Херст и Джефф Кунс. Он сделал себе имя на произведениях (в частности, фотографиях), созданных при помощи старых мишленовских карт (вот оно, название романа). Кроме того, художник портретировал Стива Джобса и Билла Гейтса.

Мартен сходится с Уэльбеком на почве интереса к убийству как произведению искусства. Художник едет в гости к писателю в Ирландию (автобиографическая деталь - до недавнего времени реальный Уэльбек жил в графстве Корк в бывшей гостинице, где до сих пор сохранились пластиковые номера комнат на дверях).

Уэльбек-персонаж обитает у реки Шаннон в полуразрушенном доме "с худшей лужайкой во всей Ирландии". Навстречу Мартену выходит толстый человек в пижаме, "от которого пахнет немногим лучше, чем от трупа". Писатель жалуется своему гостю на кожную болезнь: "Бесконечная чесотка - вот во что превратилась моя жизнь". Дальнейшие детали сюжета - помимо уже упомянутого (само)убийства - газеты пока не раскрывают

Мишель Уэльбек, конечно, не первый писатель, который делает сам себя персонажем своей книги и в открытую называет героя собственным именем. На ум приходят, например, и ерофеевский Веничка, и лимоновский Эдичка. Однако эти персонажи, хоть и не были тождественны своим создателям, все имели автобиографическую основу и являлись неким прозаическим вариантом лирического героя , обычно присутствующего в стихах. Повествование во всех упомянутых произведениях ведется от первого лица. Более близким аналогом будет Данте "Божественной комедии", так как можно с уверенностью утверждать, что реальный Дант в ад не спускался - хотя и в этом случае повествование ведется от его лица.

Гораздо более похожий пример можно найти в творчестве старшего современника Уэльбека - британца Мартина Эмиса. Герой-рассказчик романа "Деньги" (1985) с говорящим именем Джон Сам (по-английски - John Self) в ходе своих мытарств встречается с писателем, натурально, Мартином Эмисом и ведет с ним беседы. Однако есть и различие с тем, что сделал Уэльбек. Эмисовский Эмис не был активным действующим лицом: он выслушивал главного героя и подозрительно на него глядел, словно понимал о своем непутевом собеседнике (и персонаже) больше, чем сам Сам. Убить самого себя, пусть и выдуманного - вот шаг вперед, и на него пошел Уэльбек.

Газеты пишут, что пятый роман Уэльбека может разочаровать поклонников его предыдущих работ: в отличие от "Элементарных частиц" и "Платформы" в нем не будет ни женоненавистничества, ни антиисламизма. Тем не менее, критики все равно предсказывают шквал негодования во французских изданиях: одно из них уже успело окрестить Уэльбека "Раймоном Доменеком французской литературы". Раньше его уже называли порнографом, фашистом, расистом, пьяницей, самопиарщиком, нигилистом, негодяем и смутьяном, но сравнение со скандальным футбольным тренером - это, пожалуй, знак максимальной ненависти. Впрочем, защитники писателя, несомненно, тоже найдутся - газета Liberation, например, уже назвала ядовитый автопортрет Уэльбека шедевром.

Впрочем, уже сейчас очевидно, что Уэльбека-персонажа не стоит всерьез отождествлять с его тезкой-человеком. И дело даже не в том, что вымышленный Мишель Уэльбек убит, а настоящий неплохо себя чувствует и демонстрирует свою несуеверность. Похоже, писатель оставил прозрачный намек в самом заглавии романа. Оно очевидным образом отсылает к высказыванию философа и семиотика Альфреда Коржибски "Карта не есть территория", которое можно понять так: изображение предмета не равно самому предмету.

Кирилл Головастиков
Фото: Openspace.ru



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери