Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Жизнь не повторяет искусство
Как Мишель Уэльбек убил сам себя.
Жизнь популярнейшего французского романиста современности Мишеля Уэльбека подошла к закономерно печальному концу. Полиция опрашивает его многочисленных недоброжелателей, чтобы выйти на след убийцы писателя-скандалиста. Увы, к сожалению для его завистников, это не криминальная хроника, а завязка сюжета нового романа. Автор которого - сам Мишель Уэльбек.
Один из самых язвительных и безжалостных по отношению к современности писателей впервые обращает свой сарказм против себя самого - таким образом британская The Independent анонсировала новый сатирический триллер Уэльбека "Карта и территория" (La Carte et le Territoire), выход которого во Франции назначен на 8 сентября.
На самом деле, конечно, объект едкой иронии в новой книге - вообще мир французских знаменитостей, созданных средствами массовой информации. Один из них - звезда французского телевидения Жан-Пьер Перно (Jean-Pierre Pernaut), диктор новостей, кумир пенсионеров и пропагандист "французскости", рекламирующий туристам вино, еду и отдых в сельской Франции. В "Карте и территории" Перно в прямом эфире объявляет о собственной гомосексуальности - чего в действительности, разумеется, не было.
Однако в число разоблачаемых и высмеиваемых селебритиз ироничный писатель включает и себя. На страницах "Карты и территории" появляется "дурно одетый и пахнущий писатель-алкоголик", которого по странному совпадению зовут так же, как и самого автора романа - Мишель Уэльбек. Не исключено, что это пародия на прием, вовсю отработанный в голливудском кино, когда звезды появляются в эпизодах в роли самих себя.
Главным героем книги, однако, является вымышленный персонаж, художник Джед Мартен (Jed Martin), - новомодный конкурент таких грандов современного искусства, как Дэмиен Херст и Джефф Кунс. Он сделал себе имя на произведениях (в частности, фотографиях), созданных при помощи старых мишленовских карт (вот оно, название романа). Кроме того, художник портретировал Стива Джобса и Билла Гейтса.
Мартен сходится с Уэльбеком на почве интереса к убийству как произведению искусства. Художник едет в гости к писателю в Ирландию (автобиографическая деталь - до недавнего времени реальный Уэльбек жил в графстве Корк в бывшей гостинице, где до сих пор сохранились пластиковые номера комнат на дверях).
Уэльбек-персонаж обитает у реки Шаннон в полуразрушенном доме "с худшей лужайкой во всей Ирландии". Навстречу Мартену выходит толстый человек в пижаме, "от которого пахнет немногим лучше, чем от трупа". Писатель жалуется своему гостю на кожную болезнь: "Бесконечная чесотка - вот во что превратилась моя жизнь". Дальнейшие детали сюжета - помимо уже упомянутого (само)убийства - газеты пока не раскрывают
Мишель Уэльбек, конечно, не первый писатель, который делает сам себя персонажем своей книги и в открытую называет героя собственным именем. На ум приходят, например, и ерофеевский Веничка, и лимоновский Эдичка. Однако эти персонажи, хоть и не были тождественны своим создателям, все имели автобиографическую основу и являлись неким прозаическим вариантом лирического героя , обычно присутствующего в стихах. Повествование во всех упомянутых произведениях ведется от первого лица. Более близким аналогом будет Данте "Божественной комедии", так как можно с уверенностью утверждать, что реальный Дант в ад не спускался - хотя и в этом случае повествование ведется от его лица.
Гораздо более похожий пример можно найти в творчестве старшего современника Уэльбека - британца Мартина Эмиса. Герой-рассказчик романа "Деньги" (1985) с говорящим именем Джон Сам (по-английски - John Self) в ходе своих мытарств встречается с писателем, натурально, Мартином Эмисом и ведет с ним беседы. Однако есть и различие с тем, что сделал Уэльбек. Эмисовский Эмис не был активным действующим лицом: он выслушивал главного героя и подозрительно на него глядел, словно понимал о своем непутевом собеседнике (и персонаже) больше, чем сам Сам. Убить самого себя, пусть и выдуманного - вот шаг вперед, и на него пошел Уэльбек.
Газеты пишут, что пятый роман Уэльбека может разочаровать поклонников его предыдущих работ: в отличие от "Элементарных частиц" и "Платформы" в нем не будет ни женоненавистничества, ни антиисламизма. Тем не менее, критики все равно предсказывают шквал негодования во французских изданиях: одно из них уже успело окрестить Уэльбека "Раймоном Доменеком французской литературы". Раньше его уже называли порнографом, фашистом, расистом, пьяницей, самопиарщиком, нигилистом, негодяем и смутьяном, но сравнение со скандальным футбольным тренером - это, пожалуй, знак максимальной ненависти. Впрочем, защитники писателя, несомненно, тоже найдутся - газета Liberation, например, уже назвала ядовитый автопортрет Уэльбека шедевром.
Впрочем, уже сейчас очевидно, что Уэльбека-персонажа не стоит всерьез отождествлять с его тезкой-человеком. И дело даже не в том, что вымышленный Мишель Уэльбек убит, а настоящий неплохо себя чувствует и демонстрирует свою несуеверность. Похоже, писатель оставил прозрачный намек в самом заглавии романа. Оно очевидным образом отсылает к высказыванию философа и семиотика Альфреда Коржибски "Карта не есть территория", которое можно понять так: изображение предмета не равно самому предмету.
Кирилл Головастиков
Фото: Openspace.ru
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року