Re: цензії

12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Полтавська хоку-центричність
07.08.2025|Ігор Чорний
Роки минають за роками…
06.08.2025|Ярослав Поліщук
Снити про щастя
06.08.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Час читати Ганзенка
16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко

Літературний дайджест

Фандорин: перезагрузка

Борис Акунин. Весь мир театр. М.: Захаров, 2010.

В последние годы Бориса Акунина часто упрекают в том, что его романы стали предсказуемы и однообразны. Опытному читателю, знакомому хотя бы с парой акунинских текстов, не составит труда предугадать поступки героев и сюжетные повороты.

Живой язык, умение удерживать читательское внимание и даже новаторский, оригинальный материал в какой-то момент обратились против писателя. Однако, как показывает пример нового романа фандоринской серии, написанного спустя шесть лет после предыдущего и через два года после сборника рассказов о знаменитом сыщике, обман читательских ожиданий порой заметно хуже разочаровывающей предсказуемости.

Итак, осень 1911 года. Эраст Петрович Фандорин, отметив полувековой юбилей прогулкой по морскому дну, всё чаще задумывается о старости, но по-прежнему не против взяться за расследование какого-нибудь громкого злодеяния, например убийства Петра Столыпина, совершённого на днях. Но судьба распоряжается иначе, и знаменитому сыщику приходится согласиться на дело куда менее яркое — разобраться в закулисных распрях популярного театра «Ноев ковчег». Со свойственной ему обстоятельностью и рассудочной холодностью Фандорин собирает информацию и знакомится с обстановкой, но, отправившись на спектакль, видит исполнительницу главной роли… и теряет голову. Почему нет?

Впрочем, это не единственная неожиданность для поклонников импозантного героя в романе «Весь мир театр». Чувство Фандорина поначалу оказывается не вполне взаимным, а после — не лишенным трудностей. И вот, вопреки собственным жизненным принципам, он погружается в апатию, никак не может взять себя в руки, дважды серьёзно ошибается и едва не губит всё дело. Как и предрекал автор накануне выхода книги, герой проходит испытание, к которому оказался не готов. Готовы ли к нему читатели, вопрос ещё более сложный. Потому что на страницах этого романа в общем-то и следа не осталось ни от блестящих дедуктивных способностей Фандорина, ни от его внутренней целостности.

Привыкнув за десяток томов видеть в Фандорине воплощение лучших качеств идеального героя, на этот раз читатель будет несколько обескуражен. Не то чтобы Фандорин дал волю эмоциям и проявил слабину в первый раз, но до сего момента человеческие нотки в его натуре строго дозировались и вполне мило разбавляли твердокаменный характер выдающегося сыщика оттенком нежного лиризма. В новом же романе Фандорин как-то резко и неожиданно низвергается со своих идеальных высот и уже ничем не отличается от обычного человека, причём порой в самом его неприглядном виде. Поддавшись эмоции, он откровенно раскисает, впадает в совершеннейшее ничтожество и решительно не способен сосредоточиться на деле. А тут ещё, словно за компанию, даёт сбой обычно безупречный в своей прозрачности язык Акунина: повествование вязнет в не слишком оригинальных пространных размышлениях не то автора, не то героя. О старости и человеческих характерах, о театре и актёрском даровании, о жизни и смерти.

Конечно, нельзя исключить, что в этом и состоял писательский замысел. Не может же герой быть одинаково безупречен как в юности, так и на пороге старости. А пятьдесят пять лет (именно столько лет герою на момент главного приключения), как ни крути, по меркам описываемого времени — возраст вполне себе преклонный. Да и читателя надо чем-то удивлять. Вот только поклонников, с замиранием сердца ожидающих встречи с восхитительным и эпически-нестареющим героем, возрастная эволюция Эраста Фандорина едва ли порадует. В конце концов, литература, как и весь мир, тоже театр. Со своими условностями. И зрители не всегда ожидают от этого театра психологической достоверности и реалистичных подробностей.

Татьяна Трофимова



Додаткові матеріали

16.11.2009|17:02|Події
У грудні вийде новий роман Акуніна про Фандоріна
08.04.2009|11:09|Події
Акуніна не пустили до Узбекистану, щоб він не написав «щось не те»
29.04.2009|10:41|Події
Борис Акунін отримає японський орден Вранішнього сонця
13.06.2009|10:52|Новинки
Борис Акунін. «Сокіл і Ластівка»
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

15.08.2025|07:22
«Книжка року’2025». Тиждень книжкової моди: Лідери літа у номінації «Обрії»
14.08.2025|15:07
На BestsellerFest Юлія Чернінька презентує трилер «Бестселер у борг»
14.08.2025|14:56
Чесна книга про життя з ДЦП, довіру і дружбу — «Незвичайна історія Бо і Тома» вже українською
14.08.2025|07:27
«Книжка року’2025». Тиждень книжкової моди: Лідери літа у номінації «Минувшина»
13.08.2025|07:46
Книжка року’2025». Тиждень книжкової моди: Лідери літа у номінації «Софія»
12.08.2025|19:17
Коран українською: друге, оновленне видання вічної книги від «Основ»
12.08.2025|19:06
Meridian Czernowitz видає новий пригодницький роман Андрія Любки «Вечір у Стамбулі»
12.08.2025|08:01
«Книжка року’2025». Тиждень книжкової моди: Лідери літа у номінації «Хрестоматія»
12.08.2025|00:47
Манхеттен у сяйві літератури: “Діамантова змійка” у Нью-Йорку
11.08.2025|18:51
У видавництві Vivat стартував передпродаж книжки Володимира Вʼятровича «Генерал Кук. Біографія покоління УПА»


Партнери