Писатель Петр Вайль, который скончался на 61-м году жизни в Праге поздно вечером, являлся культурным тренером для своих друзей, так как был невероятно образован, рассказал РИА Новости писатель и журналист Виктор Шендерович, много лет друживший с Вайлем.
На взгляд Шендеровича, "того Петра Вайля, которого мы все знали - блестящего и удивительного человека не стало еще 26 августа прошлого года, с этого времени он не приходил в сознание".
Вайль Петр Львович. Биографическая справка >>
В августе прошлого года у Петра Вайля случился сердечный приступ, после которого писатель оказался в коме, из которой так и не вышел.
"Это ужасно, - продолжил он, - ему не дали умереть тогда, но так и не вернули к жизни. Сегодня можно сказать, что он отмучился, и у нас есть возможность сказать слова вослед, все это время мы были лишены этой возможности".
По его словам, после ухода Вайля, он стал сиротой, так как утратил сильное плечо старшего друга.
"Мы переписывались, и эта переписка носила замечательный дружественно подкалывающий характер. Он весело стыдил меня за мою темноту и необразованность. Может быть, когда-нибудь я соберусь с духом и опубликую эти письма", - сообщил Шендерович, добавив, что Вайль был одновременно глубокий и веселый в общении человек.
"Он умудрялся не унижать нас, кто знал меньше его, своим интеллектуальным превосходством, а вести за собой, и был для нас культуртренером в самом чистом смысле этого слова. Я чувствовал его руку на плече, он будто подталкивал: давай, читай, узнавай, иди вперед, - вспоминает Шендерович. - Это был удивительный друг - возникал рядом с предложением помощи раньше, чем ты об этом просил. Петр был невероятно тактичным и очень душевным человеком".
Шендерович также отметил удивительную способность Вайля дружить с гениями. "Он был, как никто другой достоин их дружбы и попал в правильную орбиту - дружил с Бродским, Довлатовым. Рядом с гениями оказывались многие, но не многих эта орбита выводила на собственную орбиту", - считает писатель.
Кроме того, как отметил собеседник агентства, нынешнему и будущему поколениям только предстоит оценить творческое наследие Вайля. "Думаю, мы сейчас еще не вполне представляем себе масштаб его таланта и личности", - полагает Шендерович.
Как и многие коллеги и друзья Вайля он отметил масштаб знаний писателя - от средневековых композиторов и художников до вкуса селедки, продающейся в маленьком голландском городке.
"Ему можно было позвонить из любого города Европы, если вдруг заблудился, и спросить, куда дальше ехать. Он мог провести экскурсию с любого места, мог сказать: "вот сейчас, направо будет такой-то дом, там жил тот-то, а потом загляни туда-то, там в это время года продают дивную селедку в рассоле", - поделился воспоминания собеседник агентства.
Петр Вайль родился 29 сентября в 1949 году в Риге, но почти всю жизнь прожил за границей. Эмигрировал в США в 1977 году.
Жил в Нью-Йорке, сотрудничал со многими эмигрантскими изданиями, в том числе с газетой "Новый американец", редактором которой был Сергей Довлатов, с которым Вайль бок о бок проработал 13 лет. Литераторы стали не только коллегами и единомышленниками, но и хорошими друзьями. Там же, в США, Вайль познакомился с Иосифом Бродским. Позже он выступил составителем двух сборников стихов Бродского: "Рождественские стихи" и "Пересеченная местность".
Вайль - автор книг "Гений места", "Карта родины", "Стихи про меня". В соавторстве с Александром Генисом написал "60-е: Мир советского человека", "Американа", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь".
Петр Вайль работал на радиостанции "Свобода" с 1988 года. Начинал в нью-йоркском бюро, где впоследствии возглавил отделение Русской службы. В 1995 году переехал в Прагу, где стал заместителем директора Русской службы по информационным, потом - по тематическим программам.
На Х Международном фестивале телевизионных программ и фильмов "Золотой бубен" программа "Гений места с Петром Вайлем" была удостоена специального приза жюри "За развитие просветительских традиции телевидения".
Петр Вайль получил несколько литературных премий, является членом-основателем Академии русской современной словесности. Входил в редсовет журналов "Иностранная литература" и "Знамя".