Re: цензії

19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета
09.11.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Про «Щоденник Пилата»

Літературний дайджест

Толстой, Достоевский и Сотона

Новый роман Виктора Пелевина: непротивление и ненасилие просто зашкаливают.

Виктор Пелевин. Т. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

Ажиотажа новый роман Виктора Пелевина не вызвал. Хотя название хорошее: «t», как написано на обложке или «Т», как указано в выходных данных. Всего одна буква. Следующий роман Виктора Олеговича, судя по всему, выйдет и вовсе без названия. Книжка поступила в продажу, как и было объявлено, в минувший вторник, 20 октября. Очередей за новым Пелевиным я не видел. Впрочем, покупал его не в крупном книжном магазине, а в ларьке, на входе в метро. За 359 рублей.

Поначалу, скажу честно, скучновато. Просто триллер с элементами мистики. Борис Акунин. Или Леонид Юзефович. Но потом Пелевин все-таки «раскочегаривается», становится и абсурдно, и запутанно, и смешно.

У Сорокина порой хороши целые страницы, у Пелевина – абзацы. Но если «внедриться» в текст, то перестаешь замечать и отмечать, абзацы сливаются в один. Что и требуется автору.

Главный герой – граф Т. Из Ясной Поляны. Вегетарианец, мистический авантюрист, блестяще владеющий незнасом – таким вот видом восточных единоборств. Естественно, полное название звучит так: непротивление злу насилием. Он направляется в Оптину Пустынь, «чтобы покаяться и примириться с Церковью». Его преследует агент сыскного отделения Кнопф. Зачем – не вполне понятно. Исключительно для сюжета, «чтобы было интересней». Потому что и Т., и Кнопф, и прочие – всего лишь персонажи. Романа, который пишут другие персонажи.

Очень хорошо у писателя П. про писателей, пусть и персонаж говорит, а не автор, но все равно хорошо, да и все там у него – персонажи, включая автора: «Диавол есть обезьяна Бога – он творит таким образом полный страдания физический мир и наши тела. А писатель есть обезьяна диавола – он создает тень мира и тени его обитателей». После смерти писателей ждет страшное наказание. Их душам «впоследствии приходится играть роль героев, испекаемых другими демиургами». И так далее соответственно. Так что главный герой на самом деле никакой не граф, а персонаж, которого придумал литератор Ариэль Эдмундович Брахман и «которого после смерти ждет похожая судьба». С другой стороны, Т. и есть подвергаемый посмертному наказанию граф Толстой. Сам Ариэль Эдмундович живет, как нетрудно догадаться, в XXI веке. Хотя не факт, что Т. и есть Толстой. Может быть, граф Толстой стал другим персонажем.

О художественных достоинствах романа Пелевина говорит персонаж романа Пелевина, который по совместительству является Пелевину коллегой, то есть писателем: «Вы герой повествования, граф. Можно было бы назвать вас литературным героем, но есть серьезные сомнения, что текст, благодаря которому вы возникаете, имеет право называться литературой».

Да и Брахман, как выясняется, не в одиночку пишет роман про графа Т. Он руководитель группы писателей, каждый из которых отвечает за отдельный аспект повествования. А Ариэль только сводит воедино, не создатель, а главный создатель, бригадир. Таким образом, если кто не знает, работают бригады «литературных негров». Их всего – вместе с Ариэлем – пятеро. Митенька Бершадский, Гриша Овнюк, Гоша Пиворылов и пятый, его Ариэль не любит, не хочет даже вспоминать. На премию «Большая Гнида» они даже не рассчитывают, но заработать планируют. Так что все же не вполне «негры», под своими именами работают. У Кнопфа своя версия происходящего, кто прав, а кто не прав – пусть читатель решит сам. По Кнопфу, речь идет «о секте посвященных гермафродита с кошачьей головой», цель которых – принесение графа Т. в жертву. Чтоб остановить жертвоприношение, Кнопф готов на все, готов и убить Т., но гибнет сам.

Потом авторы текста про графа Т. перестают его писать, персонаж вынужден выживать в одиночку. Писать. Сочинять себя и свои похождения. Появляется и сам Толстой, и Достоевский. Дальше – больше. Сумбур вместо литературы, и какофония вместо прозы. «Достоевский глотнул теплой водки и задумался. Трупы мертвяков, лежащие на мостовой под надписью «СОТОНА ЛОХЪ», уже почти распались на элементы...» Пелевин зашкаливает Пелевина. Герой из героя становится автором, и наоборот. В конце концов финальная дуэль автора и персонажа приводит к победе персонажа. Хотя о какой победе тут может идти речь? Но выглядит забавно: «...Ариэль принялся яростно молотить по клавишам, время от времени поворачиваясь, чтобы выкрикнуть набиваемые слова в лицо нависшему над ним огромному Т.:

«Но когда Т. попытался просунуть кота сквозь границу, – орал он, – выяснилось, что это невозможно... Совсем невозможно! Лапы кота разъезжались по непроницаемой поверхности шара, как по бронированному стеклу, и кот обиженно мяукал, не понимая, что творится...»

Однако в действительности происходило совсем другое...»

Ага, «в действительности». Я же говорю: забавно. Персонажам Пелевина и их отчасти реальным прототипам должно понравиться.

Плюс счастливый конец. Хороший и добрый финал. Пастораль всеобщего узнавания себя в себе, и не только. Непротивление злу насилием и ненасилием.

Как там у Светлова? «Товарищи классики!/ Бросьте чудить!/ Что это вы, в самом деле,/ Героев своих/ Порешили убить/ На рельсах,/ В петле,/ На дуэли? (...) И если в гробу/ Мне придется лежать,– Я знаю:/ Печальной толпою/ На кладбище гроб мой/ Пойдут провожать/ Спасенные мною герои./ Прохожий застынет/ И спросит тепло:/ – Кто это умер,/Приятель? –/ Герои ответят:/ – Умер Светлов! / Он был настоящий писатель!»

Не уверен, что персонажи Пелевина очень уж любят своего демиурга. Да только бежать им некуда. Классик есть классик.

Евгений Лесин



Додаткові матеріали

20.10.2009|15:35|Події
Вийшов новий роман Пєлєвіна
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року
30.10.2024|14:38
У просторі ПЕН відбудеться зустріч із письменницею Оксаною Мороз у межах Кіноклубу Docudays UA


Партнери