
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Книги с Павлом Басинским
Татьяна Щербина. Крокозябры. Роман, повесть, рассказы. - М.: АСТ: Астрель, 2011. (Серия "Проза: женский род).
Эту книгу стоит купить уже за одно название.
Вообще-то "крокозябры" - это термин. Но служит он для обозначения того, что не имеет смысла. "Крокозябры - бессмысленный, с точки зрения читателя, набор символов, получаемый на компьютере в результате неправильного перекодирования осмысленного текста", - поясняет сам автор в сноске к первому рассказу сборника, который называется, как и вся книга в целом, "Крокозябры".
Вообще-то от Татьяны Щербины этого следовало ожидать. В конце 80-х - начале 90-х годов она потрясала основы традиционной русской словесности своими стихами в невероятно тогда авангардном и маргинальном "Митином журнале": "Цикады, мой Рамзес, поют цикады. / Цикуты мне, Сократ, отлей цикуты. / В ЦК, не обратишься ли в ЦК ты?" Потом была работа на радио "Свобода". С 1991 года жила в Мюнхене (как сотрудник "Свободы"), затем в Париже. Публиковала статьи и эссе в газетах Suddeutsche Zeitung, Le Figaro, "Коммерсантъ". Были очень удачные опыты писания стихов на французском, которые печатались во Франции и в Канаде и за которые она получила премию Национального центра литературы Франции. Потом - возвращение на родину, создание журнала "Эстет"...
Вполне, в общем-то, характерная для литературной богемы 90-х судьба.
Открывая книгу ее новую "Крокозябры", я был уверен, что найду здесь прежнюю Татьяну Щербину, немножко заумную, чуточку хулиганистую, но в целом "культурную" и т. д. И - нашел. Но нашел и еще кое-что, и это кое-что меня восхитило. Вдруг на излете "нулевых" годов она выпустила книгу изумительно нежной и глубокой психологической прозы. Не без символики, не без подтекста - как же без них-то! - но не это здесь главное.
Главное - это тональность ее новой прозы, какая-то мудрая и человечная.
Главное - это ее герои и героини, в которых безошибочно узнаешь людей своего времени, этим временем страшно "переформатированных", превращенных в своего рода "крокозябр". Но не до конца, не до бессмыслицы. Человеческая природа оказывается сильнее времени, и "формат" человека в основе своей не меняется. Оказывается, человека проще совсем уничтожить, чем окончательно изменить его человеческую природу.
Вот заглавный рассказ "Крокозябры". Отец, старый зануда, педагог-интеллигент, всем недоволен, ругает все современное, но живет за счет сына, который сам живет двойной жизнью. Первый план - это семья, приличный вроде бы бизнес, а второй - вторая, незаконная семья и торговля шпионским реквизитом. Решил сыграть по-крупному, обеспечить слежку за ОЧЕНЬ крупным госчиновником и потерял всё - две семьи, отца и собственную жизнь. "Кьокозяб поснулся", - лепечет ребенок в начале рассказа, и этим, собственно, всё сказано.
Но завершается книга романом о бабушке-революционерке, гимназисткой вступившей в РСДРП, а потом претерпевшей мытарства от власти, ее же молодостью и свежестью вдохновленной, ее же юными соками поначалу напоенной. Тоже вроде бы "кьокозяб". Но почему-то в ночь, вернее, ранним утром, когда умирает бабушка, просыпается ее внучка (она же автор, по-видимому), потому что "мое бодрствование лучше, чем сон, сопровождало и бабушку в мир иной, а я, конечно, должна была быть рядом".
Потому что когда родилась внучка, это "вызвало прилив вдохновения у очень больной и очень уставшей от жизни бабушки".
И вообще внучка однажды "соскучилась по эре бабушки", а почему - вот вопрос?
Все мы, в общем-то, "крокозябры".
Если не любим...
Книгу Татьяны Щербины можно приобрести в интернет-магазинах Ozon и "Лабиринт", а также книжных магазинах "Москва", "Библио-Глобус" и "Московский Дом книги".
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025