Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Дружелюбные скорпионы подсознания

«Опасный метод» Дэвида Кроненберга: мимо слов. Мимо кассы.

 

Кроненберг и не думал иронизировать, ему просто было неинтересно. Ближе к финалу фильм становится скучноватым нарративом, с героями ничего не происходит, а их внутренние конфликты замещаются внешними обстоятельствами в форме утомительного проговаривания.

В фильме Джона Хьюстона «Фрейд: тайная страсть» есть такой эпизод: доктор Мейнерт, показывает Фрейду коробку, в которой находятся мексиканские скорпионы.

Он говорит, что их лучше не выпускать на свет, поскольку живут они в темноте. Скорпионы в данном случае — это человеческие страхи, фобии, подсознательные желания, которые Фрейд собирался «вытащить» из человека и препарировать с помощью своего метода.

Казалось бы, подобную метафору вполне мог использовать Дэвид Кроненберг, взявшийся снять фильм о психоанализе.

Канадский режиссер ведь и прославился тем, что порой иронично («Голый завтрак»), а порой бескомпромиссно («Муха») изображал всевозможные человеческие мутации, соучастниками которых становились различные насекомые.

Однако ничего подобного мы не увидели. Наоборот, «Опасный метод» снят в столь светлых, лучезарных тонах, что все происходящее на экране рифмуется скорее не с Юнгом, Фрейдом и скорпионами подсознания, а с Джейн Остин.

Внутренние конфликты Кроненберг свел к внешним обстоятельствам, а «Опасный метод» показал как абсолютно безопасный.

Рождение психоанализа

Первоисточник фильма — весьма любопытная книга Джона Керра, название которой можно перевести как «Опаснейший метод».

 

Непосредственно сценарий написал Кристофер Хэмптон на основе своей пьесы «The Talking Cure» («Разговорное лечение»).

К Юнгу (Майкл Фассбендер) на лечение в Цюрих попадает молодая русская девушка еврейского происхождения Сабина Шпильрейн (Кира Найтли).

Через некоторое время участь пациентки она меняет на должность ассистентки, а затем добивается роли любовницы Юнга. К их союзу присоединяется Фрейд (Вигго Мортенсен), и уже втроем они на фоне венских и цюрихских пейзажей ведут долгие научные споры-беседы.

Сам по себе треугольник Шпильрейн-Юнг-Фрейд весьма интересен (как яркий исторический факт), особенно из-за нестандартности не великих мужчин, но Сабины.

Талантливая, невротичная, непредсказуемая, она сумела влюбить в себя одного ученого и заставить уважать другого (хотя оба по сути так и не отдали ей должное именно как коллеге).

Фрейду, надо сказать, вообще везло на одаренных русских женщин — Лу Саломе, Шпильрейн. Первую он ценил, вторую — побаивался.

Судя по фильму, Кроненберг довольно честно рассказал историю треугольника, но, скажем так, без особого интереса. Без намека на фирменный боди-хоррор (если не брать, конечно, в расчет сцены, где Кира Найтли, показывая безумие своей героини, так рьяно двигает челюстью, что ее метод вживания в роль действительно кажется опасным). Без конфликта.

Честно говоря, вообще не очень понятно, зачем канадец взялся за эту тему. Особой (повышенной) актуальности у классического психоанализа сейчас вроде бы не наблюдается, сам режиссер в своем творчестве фрейдисткие постулаты никогда особенно не предъявлял и не оспаривал.

В этом смысле особенно странной (комичной) выглядит сцена прибытия Юнга и Фрейда на корабле в Америку. Длится она меньше минуты и столь же необходима фильму, как гипноз — спящей красавице.

Как известно, ни Фрейду Америка не понравилась, ни Фрейд — Америке. Тамошнее общество просто испугалось, когда этот «немец-перец-колбаса» (Э. Доктороу) начал излагать свои ай-я-яй-безнравственные теории.

Однако Кроненбергу все же зачем-то понадобилось, чтобы Фрейд с Юнгом под торжественную музыку вплыли в Америку — будить Генри Миллера, наверное.

Бес конфликта

В «Опасном методе» в общем-то все герои выглядят несколько комично.

Мортенсен играет цинично-спокойного pater familias, заинтересованного лишь в том, чтобы найти для своего учения достойного наследника, а всех инакомыслящих — предать отцовской анафеме.

 

Юнг в исполнении Фассбендера выглядит среднестатистическим обывателем, способным оценивать свои поступки исключительно по шкале мещанской морали (что в прочем не мешает ему спать со своими пациентками).

Врач Отто Гросс (Венсан Кассель) появляется в фильме ненадолго, при этом оставляет очень яркое впечатление. Его реплики остроумны, его ироничная интерпретация человеческой свободы повергает Юнга в почтительное смятение.

Комизм в отношении Гросса достигает своего предела, поскольку оборачивается трагикомизмом — с такими взглядами жить можно очень ярко, но, увы, недолго.

В итоге за всех отдувается Кира Найтли, к своей героине она относится без самопародийности, наделяя Шпильрейн различными качествам и эмоциями, которым присущи изменения.

Своеобразным реверансом в сторону психоанализа (предмет, который совершенно не интересовал Кроненберга) является огромное количество диалогов в фильме.

Нет, это не разговорное лечение, а разговорное влечение. Влечение друг к другу, чтобы поговорить. Поспорить. Потеоретизировать.

Недаром в фильме Фрейд наносит глубокую обиду Юнгу тем, что отказывается рассказывать свои сны (объясняя это нежеланием ронять свой авторитет).

На самом деле сны они не только друг другу рассказывали, но и детально их анализировали. В общем научное (временами занимательное) и не очень правдоподобное бла-бла-бла не прекращается ни на минуту.

Эту условность «Опасного метода» (вкупе с условностью большинства персонажей) некоторые рецензенты восприняли как режиссерскую иронию.

Мне видится, что Кроненберг и не думал иронизировать, ему просто было неинтересно. Ближе к финалу фильм вообще становится скучноватым нарративом, с героями ничего не происходит (мутировать они даже не собираются), а их внутренние конфликты замещаются внешними обстоятельствами в форме утомительного проговаривания.

В общем в немногочисленном полку кинокартин о Фрейде и классическом психоанализе прибыло. Под именем — Сабина Шпильрейн, ведь это единственный персонаж в фильме, способный хоть как-то заинтриговать и заинтересовать зрителя.

И лишь в этом смысле ликбез от Дэвида Кроненберга можно считать вполне успешным.

Артур Гранд 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери