Re: цензії

05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців
30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Художній простір поезії Мирослава Аронця
27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу

Літературний дайджест

27.01.2012|21:49|Газета.ru

Спилберг пошел конем

«Боевой конь» Стивена Спилберга в прокате

В прокат выходит «Боевой конь» Стивена Спилберга - классик вновь создает эпическую картину о войне, но место рядового Райана в ней занимает британское непарнокопытное. 

Девонширский помещик (Дэвид Тьюлис) готовится разорить семью бедного фермера Нарракотта (Питер Муллан). Против фермера воспоминания об ужасах войны и проблемы с алкоголем, зато у него есть любящая жена (Эмили Уотсон) и неуступчивый сын (Джереми Ирвин), а у сына есть конь. Конь Джоуи непрост - красавец с белой звездочкой на лбу и упрямым характером. Впрягать такого в плуг грешно, но хозяйство спасать надо. Дружба мальчика со скакуном могла бы посрамить капиталистическую свинью, но то урожай погибнет, то война начнется. Нарракотт-старший продает Джоуи голубоглазому офицеру (Том Хиддлстон): предстоит отправка на фронт, и поначалу армейская жизнь представляется даже более уместной для аристократической выправки коня, чем сельская. Увы, боевые действия нового типа быстро вносят свои коррективы.

Избежать сравнений со «Спасти рядового Райана» сложно, но если во Второй мировой рядовой оставался где-то за кадром, пока зритель следил за судьбой его возможных спасителей, то в Первой мировой конь сам выступает и спасаемым, и спасателем. Правда, спасает он исключительно сородичей по лошадиному племени, людям, очутившимся в его седле, везет не так часто. 

Зато конь находит в армии друга, и это, конечно, не человек, а другой конь, которому досталось нести на себе до поры самонадеянного и честолюбивого глупца в форме британской кавалерии (Бенедикт Камбербэтч). Когда вороному собрату требуется помощь, Джоуи не раз проявляет характер и смекалку: то научит таскать повозку, чтобы не пристрелили за ненадобностью, то вызовется добровольцем вместо травмированного товарища тянуть в гору страшенную гаубицу. 

Однако помочь людям, в том числе помогающим ему, он не может. Или не видит в том смысла. 

С людьми вообще как-то странно получается. Война не делит их на хороших и плохих, а делит на хороших плюс добрых (особенно к лошадям) и других - хороших, но ожесточившихся, что также показано через отношение к лошадям. Единственным отрицательным персонажем остается тот самый карикатурный землевладелец, но даже его неприятный сын (Роберт Эммс) на линии огня оказывается не таким уж плохим парнем. И немцы хорошие, особенно конюхи. И французы, которые пытаются мирно жить в десятке-другом миль от взрывов.

Все-таки перед нами экранизация детской книги. Здесь страшная скачка перепуганного монструозным танком животного сквозь ряды колючей проволоки приводит к несусветной сцене братания английского солдата с немецким на перепаханном взрывами отрезке между окопами. Обмен колкостями, совместный труд по освобождению истерзанного четвероногого беглеца, немец - вообще запредельно славный парень, к тому же у него всегда с собой есть качественные инструменты. Назавтра убить могут любого.

Первая мировая с заградительным огнем, многотонными пушками и уродливыми танками окончательно обессмыслила присутствие боевого коня на поле боя, что вызывающе наглядно демонстрирует Спилберг в первой и последней кавалерийской атаке картины.

В ином большом фильме о большой войне вмешался бы Бог, и логика его была бы ясна, но это другой случай. Здесь хорошие люди расстреливают друг друга из пулеметов, рубят саблями и травят ипритом, а красивый конь остается совершенно лишним элементом в пейзаже мясорубки - ему бы катать девочку-француженку по лугам и полям. Там, в десятке-другом миль от взрывов, варят джемы и рассказывают о смелости птиц, летящих над смертоубийством.

Владимир Лященко



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери