Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Вольтеры и фельдфебели
Путинская инициатива по составлению списка ста книг, обязательных к прочтению, – пример очередной попытки бессмысленной и избыточной регламентации
Тут, как известно, на днях Комитет по охране здоровья Государственной думы РФ нового созыва рекомендовал принять в первом чтениизаконопроект № 625497-5. По ссылке можно во всех подробностях прочесть, в чем смысл очередных нововведений в части организации детского отдыха. Например, чтобы встать где-нибудь с детьми палаточным лагерем, необходимо произвести в лесу предварительно «генеральную уборку территории, скашивание травы, уборку сухостоя и валежника, очистку от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидную обработку территории, мероприятия по борьбе с грызунами». Примут его в таком виде или нет - неизвестно, может, что и не примут. Однако общее направление правительственной мысли эти «мероприятия по борьбе с грызунами» в лесу иллюстрируют как нельзя красочнее.
Литература тут при чем, рубрикой вы не ошиблись. Вчера, как всем уже известно, национальный лидер опубликовал статью по национальному вопросу, про которую уже много написали и успели даже выяснить, откуда она, статья, с ошибками списана. Нас, впрочем, интересует в ней ровно один абзац:
«В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах».
Спичрайтер, а вслед за ним и Путин апеллируют, таким образом, к известной программе «Великие книги» (Great Books) - списку из ста главных текстов западной культуры, появившемуся на свет в результате развернувшейся в двадцатые-тридцатые годы дискуссии в академической среде США. Смысл формирования этого списка был в том, чтобы улучшить качество высшего образования, развернув его в сторону междисциплинарности, поскольку, по мнению инициаторов программы, тогдашние американские университеты слишком увлеклись узкоспециальными курсами.
Ни одна из учебных программ, сформированных на основании соответствующего списка (а на самом деле - списков), не была обязательной: курсы «Великих книг» обычно изучались немногими студентами, в отдельных группах, которым преподаватели университетов и колледжей - коль скоро те входили в соответствующее движение - уделяли, правда, особое внимание. Сегодня эти программы и вовсе преподаются в отдельных учебных заведениях, которые легко можно пересчитать по пальцам - ну не одной, но двух рук точно. Историю критики «Великих книг», от Алана Блума до критики с позиций феминизма или мультикультурализма, мы опустим, а то статья разрастется до неприличных размеров, но желающие могут погуглить.
Важно также, что «Великие книги» не были (и не являются) раз и навсегда заданным неизменным каноном - в программу изначально была заложена не просто возможность, но необходимость изменений. Как писал один из инициаторов движения Роберт Хатчинс, «по ходу истории... пишутся новые книги, по праву получающие место в списке. Книги, однажды включенные в него, заменяются другими; эти перемены будут происходить до тех пор, пока люди продолжают мыслить и писать. Задачей каждого поколения является переоценка традиции, с которой оно живет, - отказ от того, что более неприменимо, и введение вновь возникающих пополнений Великого диалога1 в контекст далекого и не слишком далекого прошлого. С одним из вариантов списка (1972 года) можно ознакомиться, например, здесь - а по этой ссылке - с составом издания «Британники».
Борьба с грызунами в начале была к чему? Путинское предложение - выразительный пример очередной попытки бессмысленной и избыточной регламентации. Сформируем, значит, список ста книг, а потом будем проверять на выпускном сочинении (одновременно, правда, уменьшим количество часов на преподавание литературы в школе - но это ладно, отдельная история). Так культурный канон не формируется. Он, надо сказать, вообще не формируется указами президента - даже после консультаций с «культурными авторитетами» (это, кстати, кто?), авозникает в результате действия сложных культурных механизмов. И попытки формирования такого канона правительством проходят примерно по той же статье, что «акарицидная обработка территории» в лесу. Или кодификация «современной литературной нормы» уполномоченным правительственным же органом в лице Института русского языка имени А.С. Пушкина.
Отдельное прекрасное чтение, из которого легко понимаешь, как именно может происходить формирование означенного списка, представляют собой уже собранные в материале РИА «Новости» предложениякультурных авторитетов: российским школьникам они предлагают, в частности, в обязательном порядке читать Александра Житинского, Владислава Крапивина, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Валентина Распутина и Сергея Шаргунова - а Солженицына, по мнению также опрошенного Прилепина, следует вычеркнуть, «как и любую другую литературу, однозначно негативно освещающую мифологию страны и однозначно трактующую историю 20 века, равно как и любого другого века». На этом фоне здравый смысл говорит устами Льва Данилкина («Сто книг, вот попробуйте придумать этот список; заведомо невыполнимое задание»), Юрия Альберта («инициатива довольно демагогическая и не самая актуальная на данный момент») и Натальи Солженицыной («...как можно таким разным детям давать один и тот же список? Это же абсурд»). В завершение - небольшая сравнительная табличка американских «Великих книг» и путинских «Ста книг» - для наглядности.
Если это не карго-культ, то что такое тогда карго-культ? Остается, в общем, надеяться, что после выборов эта чудесная инициатива будет тем или иным способом похоронена. И по возможности глубоко.
___________________
1 «Великий диалог» - название первого тома собрания «Великие книги Запада», изданного Encyclopædia Britannica Inc. В нем западная культура целиком рассматривается как постоянный диалог авторов все новых книг со своими предшественниками.
Станислав Львовский
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії