
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Георгий Победоносец, сдобные консьержки и аппетитные кассирши
Игорь Михайлов. Письма из недалека. Очерки и рассказы. – М.: Художественная литература, 2011. – 156 с.
Заголовок книги - с отсылкой к прошлому (быть может, к известному изданию произведений Герцена «Письма издалека»). Подзаголовок тоже звучит словно из былых времен, где «очерки и рассказы» стали почти традиционным наименованием авторских сборников прозы, хотя бы того же Горького. И если автор упоминает Чехова, который «увидел Звенигород в пору расцвета», или цитирует Цветаеву («Мне нравится, что вы больны не мной...»), он этим лишь подчеркивает особенности своего восприятия тех городов, городков, мест и местечек, которые становятся героями его книги. Эти «очерки и рассказы» нельзя назвать совсем уж традиционными. И все же попытка эту традицию воспринять, через нее увидеть день нынешний вычитывается за самыми изысканными абзацами. «Утро просеивается мукой сквозь сито гипюровых занавесок. Розовеет морозное солнце. Вороны трубят подъем. Ангел-хранитель Юрьева-Польского, Святой Георгий Победоносец, выезжает на белом всаднике попирать острием копья дракона. И свет его остроконечной пики зажигает кресты на церквях».
Пейзаж лирический, где заметна та поэзия прозы, о которой любили вспоминать в 60-е и 70-е годы ушедшего века. Но эту торжественность в описании Юрьева-Польского может сменить более скромный, но и более выразительный портрет монастыря: «На востоке, на правой стороне Каменного ручья - Алексеевский женский монастырь, центром которого является Успенская церковь XVII века, с шатровыми башенками, женственно вытянувшими тонко, по-лебединому, шеи к небу, окликая в пространстве своих братьев и сестер, монахов, что заперлись от поляков и были перебиты, церкви по соседству, которых уже не стало при советской власти».
Похоже, автор прошлое, историю, любит больше, нежели настоящее, людей, которые это настоящее заселяют. То мелькнет один персонаж: «Кромешная тьма провинциального быта. Серые сумерки. Белесые окна гостиницы. В зарешеченном окне сдобная консьержка». То следом другой: «В окошке за занавеской аппетитно чавкает бутербродом не менее колоритная, чем консьержка в гостинице, кассирша». Но стоит остановить глаз, увидеть в настоящем прошлое, и взгляд автора теплеет, а сами герои очерков тоже преображаются: «Когда я бываю в этом доме, то в подъезде всегда прислушиваюсь к шумам. Стараясь различить бабушкины шаги в неслышном полете ангела, который с тех пор, как бабушка отправилась на Серафимовское кладбище, сюда залетает нечасто».
Русская классика многим обязана очерку или жанру, весьма ему близкому, - запискам. Здесь и пушкинское «Путешествие в Арзрум», и тургеневские «Записки охотника», и толстовские ранние рассказы, и «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевского, и отчасти даже лермонтовская «Бэла». Теперь мы слишком привыкли к романам и повестям, а в публицистике - к проблемным статьям. Очерк словно остался в где-то стороне, он не хочет быть в центре внимания современной литературы. Но вот появляется книга, где очерк занимает самое важное место. И нельзя не убедиться, что жанр сохранил свою свежесть и для наших дней.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025