Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Лувр, Ле Клезио, «Музеи – это миры»
«Музеи – это миры» – такова одна из выставочных тем Лувра. В этом году право выбрать экспонаты для выставки было предоставлено французскому писателю Жану-Мари Гюставу Ле Клезио (Le Clézio) лауреату Нобелевской премии по литературе 2008 года.
В Лувре представлены экспонаты из различных стран: из Мексики, Гаити, Африки и республики Вануату. Это произведения различных художественных областей и жанров творчества, различного художественного и профессионального уровня.
Как и для Андре Мальро, для Ле Клезио «в искусстве не существует иерархии». Поэтому выставка не скована ни жанровыми, ни географическими рамками. Вместе с тем её тематика, простирающаяся от народного искусства до искусства «высокого», классического, определяется личными пристрастиями писателя и его личным художественным вкусов, в основе которого лежит его литературное творчество и его жизненный путь. Это и является сюжетным стержнем для отбора представленных экспонатов. На открытии экспозиции писатель рассказал о том, почему он выбрал те или иные экспонаты.
Жан-Мари Гюставу Ле Клезио: «Произведения искусства имеют одну общую черту - страсть. Тот факт, что они созданы в бедных или богатых странах, созданы специалистами в искусстве или даже рабочими, как это мы видим в случае автомобилей лоурайдеров - всё это не должно изменять наш взгляд на них, потому что, как иначе узнать мир, как не через эти предметы, которые созданы людьми...»
В проходе Лувра, который ведёт от улицы Риволи к Пирамиде, установлен автомобиль Бьюик (Buick) «Ворон» (Crow) 1937 года выпуска из коллекции Фернандо Руэласа. Экспонат сопровождает надпись: «Этот бьюик принадлежал Фернандо Руаласу, основателю клуба Dukes Car Club в Лос-Анджелесе и был куплен им ещё в юности. Сорок лет спустя он перешёл к его сыну Джэсону. «Ворон» стал классической моделью своего времени, эпохи лоурайдеров, его суровые линии характерны для первого этапа движения, которое соответствовало периоду начала борьбы чиканос за свои гражданские права» (Алис Ле Клезио).
Почему собственно чиканос (chicanos) и этот автомобиль, и творчество Ле Клезио? Дело в том, что творческий путь писателя пролегал через Мексику, когда его уже лауреата премии Ренодо (Renaudot, 1963) и уже известного французского писателя послали в Мексику для прохождения гражданской воинской службы. Сначала он поехал в Таиланд, однако оттуда писателя выслали, поскольку он выступил с резкой критикой детской проституции. В Мексике Ле Клезио открыл для себя древние мексиканские культуры. Он принял активное участие в создании французской библиотеки Латинской Америки (IFAL). Затем судьба привела его сначала в университет Мехико, где он начал изучать языки группы майя и ацтекские языки, а затем и в другие страны региона Центральной Америки. Четыре года - с 1970 по 1974 - он живёт в городах индейцев Эмбера и Вуаанаан на востоке Панамы (Comarca Emberá-Wounaan), а затем в Юкатане (Yucatán) - полуостров в Центральной Америке.
Чиканос - это американцы мексиканского происхождения, чьи предки когда-то по разным причинам оказались на территории Соединенных Штатов Америки. Чиканос гордятся своим происхождением, они стараются свою культуру и язык. Кроме этого они стремятся улучшить положение всех латиноамериканцев. Бьюик, который выставлен в Лувре относится к периоду расцвета борьбы чиканос за свои права 1960-70 годы. Именно к этому периоду относится возникновение движения, которое поставило пред собой цель дать новое дыхание старым автомобилям. Это и была знаменитая эпоха лоурайдеров. (Эти машины были характерны низкой посадкой, чем и объясняется термин.) Это время ознаменовалось также и тем, что чиканос таким способом смогли заявить о себе и утвердить себя в обществе. Их своеобразие заключалось в том, что они по своему, в соответствии со своими национальными традициями переоборудовали - а главное - украшали эти автомобили.
Характер экспозиции неразрывно связан с характером творчества самого писателя и с тем жизненным путем, который он прошёл. Как рассказывает сам Ле Клезио, одним из самых ярких впечатлений его детства, был переезд в Африку, где он после довольно однообразной и скромной жизни во Франции вдруг обнаружил богатство природы, богатство отношений и окружающего его мира. Ощущение восторга от контакта с экзотическим миром он сохранил на всю жизнь, однако со временем это ощущение значительно преобразовалось. Нельзя сказать, что писатель испытывает глубокий комплекс вины за своих соотечественников-колонизаторов, однако вину эту он всё-таки ощущает.
Поэтому одна из тем его экспозиции в Лувре - двоемирие - два мира, которые существуют параллельно: мир европейский и мир другой. Отбирая экспонаты для выставки, Ле Клезио стремится уравновесить эти миры.
Казалось бы, какую великую художественную ценность представляет собой серия примитивных картинок Альфредо Вилхиса Роке (Alfredo Vilchis Roque), на которых изображены бытовые сцены. Альфредо Вилхис Роке - потомственный художник-самоучка. Он живёт в Мехико и работает в жанре retablos. Так называется история, пересказанная в картинках. Как правило, это история чуда, совершенного девой Марией или другим святым.
Альфредо Роке - художник ремесленник, который работает на заказ. Ему рассказывается некая история, а он её изображает. Этот жанр имеет несколько названий, одно из которых ex voto. Термином «ex voto» (или вотивные дары) обозначаются предметы, приносимые в дар божествам в благодарность за исцеление, спасение или исполнения какого-либо желания. Похожие картинки или даже картины можно увидеть и во Франции, особенно на юге страны. Почти все они связаны с благодарностью деве Марии за спасение во время бури в океане. В Мексике, такие традиции существуют с момента утверждения там католицизма и по сути связаны и с языческими обрядами. Для афиши своей экспозиции в Лувре Ле Клезио выбрал работу Альфредо Вилхис Роке сделанную в жанре ex voto, правда, сюжет картины связан с мексиканской революцией.
Так искусство народной Мексики и США оказываются в Лувре рядом с классическим искусством Древней Греции, Древнего Рима, Египта - словом всего того, что в Лувре представлено. Оно, таким образом, получает статус высокого искусства - того самого, которое и определяется Андре Мальро и Ле Клезио как искусство, в котором «не существует иерархии».
Никита Сарников
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії