Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Воз­вра­ще­ние рус­ско­го ро­ма­на

С ти­хим и не­мым ужа­сом смо­т­рел я на ты­ся­че­ст­ра­нич­ный «кир­пич» Сер­гея Сам­со­но­ва «Про­вод­ник эле­к­т­ри­че­ст­ва», из­дан­ный в «Экс­мо», и ду­мал: сколь мно­го дол­гих и му­чи­тель­ных дней и но­чей пред­сто­ит про­ве­с­ти мне за чте­ни­ем это­го ро­ма­на. Но всё ока­за­лось го­раз­до про­ще и при­ят­нее.

И про­чи­тал бы­с­т­ро, и ра­до­ст­ное ду­шев­ное вол­не­ние ох­ва­ти­ло, по­сколь­ку кни­га то­го сто­ит. Это дей­ст­ви­тель­но на­сто­я­щая Ли­те­ра­ту­ра, ан­но­та­ция на сей раз не врёт: «уни­каль­ная по ох­ва­ту ис­то­ри­че­с­ко­го ма­те­ри­а­ла и пси­хо­ло­ги­че­с­кой глу­би­не кни­га, в ко­то­рой ав­тор ве­ли­ко­леп­ным язы­ком опи­сал пе­ри­од рус­ской ис­то­рии в бо­лее чем пол­ве­ка». Со вре­мён Вто­рой ми­ро­вой вой­ны по се­го­дняш­ний день. Но ужас всё-та­ки был, и за­клю­чал­ся он в дру­гом. В го­ре­чи на­ше­го рос­сий­ско­го бы­тия, в опи­сы­ва­е­мых ав­то­ром со­бы­ти­ях.  

Но вна­ча­ле чуть ко­рот­ко о мно­го­ли­ней­ном сю­же­те. Сам­со­нов в сво­ём но­вом про­из­ве­де­нии про­дол­жа­ет в ка­кой-то сте­пе­ни свой пре­ды­ду­щий ро­ман «Ано­ма­лия Кам­ла­е­ва», на­де­лав­ший не­сколь­ко лет на­зад мно­го шу­ма, вы­звав­ший в прес­се ла­ви­ну от­кли­ков. Вос­тор­жен­ных, в ос­нов­ном. Там глав­ным ге­ро­ем был вы­да­ю­щий­ся хи­рург Вар­лам Кам­ла­ев, спас­ший во вре­мя вой­ны сот­ни жиз­ней. Здесь его судь­ба, пред­став­лен­ная в ви­де днев­ни­ков, так­же слу­жит не­ким кон­тра­пунк­том или ка­та­ли­за­то­ром для его по­том­ков - ком­по­зи­то­ра Эди­со­на Кам­ла­е­ва и Ива­на Ор­дын­ско­го, юно­го вра­ча-па­толо­го­а­на­то­ма. Пер­во­го «вы­да­ви­ли» в своё вре­мя из Со­вет­ско­го Со­ю­за, вто­рой во­об­ще всю жизнь про­был в Мюн­хе­не, и вот сей­час оба воз­вра­ща­ют­ся на ро­ди­ну в Рос­сию, где стал­ки­ва­ют­ся с ог­ром­ной и без­жа­ло­ст­ной стра­ной во всём бес­пре­дель­ном раз­ма­хе её граж­дан­ской ди­ко­с­ти. И ужа­се, ес­ли че­ст­но. По­то­му что нет ни­че­го ужас­нее мер­зо­с­ти че­ло­ве­че­с­ко­го за­пу­с­те­ния, из ко­то­ро­го рас­тут все по­ро­ки. А пер­со­ни­фи­ци­ру­ет этот ужас тре­тий глав­ный ге­рой ро­ма­на - на­чаль­ник опер­ча­с­ти од­но­го из мос­ков­ских рай­от­де­лов ми­ли­ции Ана­то­лий На­гуль­нов, по про­зви­щу Же­ле­зя­ка. Пер­со­наж, как ни стран­но, вы­зы­ва­ю­щий сим­па­тию, по­сколь­ку у не­го есть пре­дел, чер­та, ко­то­рую он в си­лу сво­их вну­т­рен­них нрав­ст­вен­ных за­ко­нов не мо­жет пе­ре­сту­пить. Да, он да­вит, кры­шу­ет, уби­ва­ет, не­на­ви­дит по­пав­шую ему под ла­пу не­чисть, а что при­ка­же­те с ней де­лать, ког­да за­кон бес­си­лен? Ког­да за­кон толь­ко и су­ще­ст­ву­ет для не­чи­с­ти, а спра­вед­ли­во­с­ти в Рос­сии ни­ког­да не бы­ло, нет и не бу­дет. Вот и его доч­ку его же кол­ле­ги из со­сед­не­го от­де­ла по ошиб­ке хва­та­ют пря­мо на ноч­ной ули­це, за­та­с­ки­ва­ют в мен­тов­скую, на­си­лу­ют там, а по­том ед­ва не за­ка­пы­ва­ют в ле­су. Слу­чай спа­са­ет. Ну а уж ког­да Же­ле­зя­ка вы­хо­дит на тро­пу вой­ны, то по­ща­ды не жди. 

При­знать­ся, гла­вы с На­гуль­но­вым я чи­тал с на­и­боль­шим ин­те­ре­сом. И не сра­зу по­нял, ко­го он мне на­по­ми­на­ет? Под­пол­ков­ни­ка Кар­по­ва из се­ри­а­ла «Глу­харь». Мно­гие си­ту­а­ции иден­тич­ны, да­же вы­ра­же­ния: «А у те­бя что - кровь не те­чёт?» или «Спра­вед­ли­вость - это не ка­ра­мель­ки, что­бы всем от­ве­ши­вать по­ров­ну» и т.д. Это не пла­ги­ат, ду­маю, что Сер­гей Сам­со­нов яв­лял­ся од­ним из сце­на­ри­с­тов «Глу­ха­ря». И вот что лю­бо­пыт­но. Сам «Глу­харь» со вре­ме­нем как-то сдул­ся, а ар­тист Мак­сим Аве­рин и во­все, к мо­е­му ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, про­пал в шоу-биз­не­се, от­пля­сы­вая вме­с­те с Ло­ли­той и Бо­рей Мо­и­се­е­вым, по­те­рял Бо­гом дан­ный дар. Мог бы вы­ра­с­ти в вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го ар­ти­с­та. А вот об­раз под­по­ла Кар­по­ва при­об­ре­та­ет в на­ши дни всё боль­шее зна­че­ние. На не­го вся и на­деж­да. Хо­тя и это то­же ужас, ког­да че­ло­век в от­ча­я­нии хо­чет при­сло­нить­ся к лю­то­му до­б­ру, ища у не­го за­щи­ты от лю­то­го зла.

Ро­ман ос­тал­ся не­за­кон­чен­ным. Сю­жет­ные ли­нии, в ча­ст­но­с­ти, с тем же На­гуль­но­вым, ждут даль­ней­ших раз­ра­бо­ток. Уве­рен, что ав­тор при­бе­рёг для чи­та­те­ля тре­тью часть ис­то­рии Кам­ла­е­вых, а по су­ти - ис­то­рию со­вре­мен­ной Рос­сии. И весь­ма от­рад­но, что уже в «Про­вод­ни­ке эле­к­т­ри­че­ст­ва» по­яв­ля­ет­ся ка­кой-то сла­бый свет в кон­це тун­не­ля, хо­тя бы ча­с­тич­но воз­вра­ща­ет­ся на­деж­да на то, что вер­ность, лю­бовь, че­ст­ность - это не пу­с­тые сло­ва и что кто-то до сих пор мо­жет жить не по лжи, а по со­ве­с­ти. Свя­за­но это, преж­де все­го, с об­ра­зом Ива­на Ор­дын­ско­го, эта­ко­го но­во­яв­лен­но­го кня­зя Мыш­ки­на. Иди­о­та? Так ведь «иди­от» с древ­не­гре­че­с­ко­го это и есть «граж­да­нин». 

Пост­скрип­тум. Ис­то­рия Рос­сии всех по­след­них ста лет - это бес­ко­неч­ная че­ре­да тра­ги­че­с­ких оши­бок и экс­пе­ри­мен­тов. Как на­ка­за­ние ка­кое-то. По­че­му же так про­ис­хо­дит? От­ве­чу сло­ва­ми под­по­ла Кар­по­ва: 

- Зна­ешь, Зи­ми­на, в чём бы­ла глав­ная ошиб­ка Ми­чу­ри­на? Он по­лез на со­сну за ук­ро­пом, а его ар­бу­зом на­кры­ло.

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери