
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Прирождённый убийца
Известный литкритик 1990-х написал роман воспитания с экстремальным душком.
Игорь Зотов. Аут: роман воспитания. М.: АСТ, 2009.
Редкий литературный критик нынче не пишет романов. Игорь Зотов (возглавлявший в середине 1990-х — начале 2000-х годы газету «НГ — Ex libris») не исключение. Новый его роман называется «Аут», и герой книги натурально аутист. Это, как гласит подзаголовок, роман воспитания, поэтому перед читателем проходит вся жизнь Алёши Светозарова (так зовут героя) — буквально от момента рождения до той секунды, когда его, 22-летнего, убивает в парке «битцевский маньяк».
Не надейтесь, однако, на линейную повествовательную структуру, свойственную старинным романам воспитания. Странности и мистификации автор рассыпал по страницам книги щедрыми горстями. Взять, к примеру, главного героя. Его сестра-близнец погибла при рождении, и это наложило своеобразный отпечаток на брата. Алёша — «прирождённый убийца» молодых девушек (предпочитает их топить); наивный и житейски неприспособленный, он одержим идеей спасения России от разнообразных злокозненных врагов. К последнему Алёшу подтолкнула долгая жизнь на Западе (США, Дания) и чтение «пассионарной» литературы — в частности, сочинений известнейшего писателя и политика Вениамина Гранатова.
От литературы недалеко и до практики: Алёша приезжает на родину и включается в террористическую борьбу. Против кого — не важно, главное — гремят взрывы, взлетают на воздух лимузины с ВИПами… Приобщается он также и к метафизическому почвенничеству в сельском доме пьяницы-инвалида Сомского — между прочим, некогда знаменитого журналиста.
Это не единственный матёрый журналист в романе литкритика и редактора Зотова. Есть тут ещё некто Рогов, мастер на все жанры (от фельетона до романа), толстяк-жизнелюб и ведущий телепередачи «Народные новости», — в нём читатель без труда узнаёт Дмитрия Быкова. Не менее очевиден и прототип Гранатова — профессиональный пассионарий Эдуард Лимонов. Интересно, что оба эти автора якобы написали для романа по одной главе. На самом деле, конечно, эти главы сочинены (с долей стилизации) самим Зотовым. И если роговская глава — совсем короткая и отчасти даже лирическая, то Гранатов «создал» целый мини-роман — о том, как в середине 1980-х Вениамин Эдуардович, выдавая себя за датского коммерсанта, из чистой любви к острым ощущениям борется с неким просоветским режимом на юго-востоке Африки. Этот военно-шпионский триллер приправлен смачными описаниями эротических похождений героя, а один из персонажей, переводчик с португальского Сипов, имеет, кажется, прототипа в нынешних высоких правительственных кругах…
Итак, начавшись как социально-психологическая драма о странном юноше из эмигрантской семьи, «Аут» постепенно дрейфует в елизаровщину, мамлеевщину, лимоновщину и ещё в бог знает какие экстремально-литературные практики. Говорящий разными голосами и снабжённый множеством секретных ключей, этот роман — экстравагантный, слегка параноидальный, но при этом весьма любопытный взгляд на русскую жизнь, русскую литературу/журналистику и «русский космос».
Андрей Мирошкин
Коментарі
Останні події
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва