Електронна бібліотека/Проза

що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Людському наступному світу...Микола Істин
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
Пізно ввечері, майже поночі...Сергій Жадан
Поетичні новиниМикола Істин
Настя малює не квіткуПавло Кущ
БубликПавло Кущ
Серцем-садом...Микола Істин
коли надто пізно ти знаєш що мало любив...Анатолій Дністровий
LET ME GОOKEAN ELZY
Конвертуй світлосутність поезії в душах...Микола Істин
де я тебе розлив...Сергій Осока
"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Завантажити

более разумного правления. Или пойти на паперть.
И парадокс нашей ситуации заключается в том, что мы рвемся в обреченный мир – все равно, русский или западный. России в нынешнем виде совсем недолго осталось; счет идет на годы. Запад в нынешнем виде тоже не сможет существовать ощутимо дольше.
Они меняют формат. А мы даже к нынешнему еще не готовы.
И есть еще одна причина, почему Украина не может примкнуть ни к Западу, ни к России. Потому что Украина неоднородна. Она частично «европейская», частично «русская» и даже немножко «мусульманская». Она находится сразу в трех взаимоисключающих мирах. Попытка втиснуть ее в один из этих миров неминуемо разорвет страну на части.
Сохраниться в сегодняшнем объединенном виде Украина может только, будучи нейтральной и отдельной.
Поэтому, говорю вам еще раз: забудьте о России и о Западе! Потому что ни там, ни там нет для нас спасения, помощи и примера.
Спасти себя можем только мы сами. А пример – вон он, на Востоке. Вернее, в Юго-Восточной Азии.
Когда Ли Куан Ю как-то спросили, почему Сингапур развился, а другие страны – нет, он ответил, что на то были три главные причины:
1) согласие и стабильность в обществе;
2) заложенные в культуру населения стремление к достижению поставленных целей, трудолюбие и бережливость;
3) глубокое уважение к образованию и знаниям.
Подоплека всех этих трех пунктов – в конфуцианской идеологии. Что же это такое?
Я уже упоминал о конфуцианстве выше. Теперь пришло время поговорить о нем подробнее.
Конфуцианством называется этико-философская доктрина, созданная древнекитайским философом и мыслителем Конфуцием (551–479 гг. до н. э.). На протяжении почти двух с половиной тысяч лет конфуцианство (в Китае его называют «школа образованных людей» или «школа ученых книжников») в практически неизменном виде являлось основной «религией», принципом организации государства и общества (с тридцатилетним перерывом во время деятельности Мао) и продолжает играть важнейшую роль в духовной жизни, образовании и воспитании подрастающих поколений Китая и сейчас.
Кроме того, конфуцианство оказало огромное влияние на национальный менталитет и государственную идеологию целого ряда стран, которые в древности и в период Средневековья находились под мощным китайским культурным влиянием – Японии, Кореи, Вьетнама и т. д.
Конфуцианство прежде всего рассматривает вопросы упорядочения отношений правителя и подданного (руководителя и подчиненного), а также гармонизации отношений внутри семьи.
Формально конфуцианство не является религией, однако по своей значимости и степени духовного влияния вполне успешно выполняло (и выполняет) ее роль.
Идеалом в конфуцианстве является «Цзюнь-цзы» (то есть «благородный муж») – совершенный человек, обладающий высшими моральными качествами, мудрый и добродетельный.
Он противопоставляется «Сяо-жэнь» («низкий человек», «подлый люд» – малодушный, ограниченный, неблагородный человек, подверженный страстям, слабостям и порокам).
Основной максимой конфуцианства являются «Пять постоянств»:
1) «жэнь» – милосердие, являющееся долгом человека;
2) «и» – справедливость, уравновешивающая милосердие и сообщающая человеку необходимую строгость;
3) «ли» – обычай (или правила, традиции), то есть нормы достойного поведения;
4) «чжи» – мудрость (или здравый смысл), уравновешивающая справедливость, преупреждая упрямство;
5) «синь» – искренность (или добросовестность), уравновешивающая следование традициям, предупреждая лицемерие.
Именно этими принципами в конфуцианском обществе регулируются взаимоотношения между начальником и подчиненным, отцом и сыном, мужем и женой, старшими и младшими братьями, а также между друзьями.
(При этом со временем конфуцианские принципы сделались «надстройкой», водруженной на «базис» учения «фа-цзя», «школы законников». Основной идеей этой школы было равенство всех перед Законом, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам (таким образом, любой бедняк мог дослужиться хоть до первого министра). Приверженцы фа-цзя прославились своими жестокими законами и абсолютной неумолимостью в их применении вне зависимости от социального статуса виновного.
Таким образом, конфуцианство (считающее, что сознательность человека – лучшая основа для выполнения законов) и фа-цзя (полагающее, что страх перед неотвратимым наказанием способствует выполнению законов гораздо эффективнее, чем сознательность) какое-то время боролись между собой, а потом объединились, следуя принципу «да тун» – «Великого Единения» (согласованности, полной гармонии, синергии).)
В таком конфуцианском обществе «...люди верят, что индивидуум существует в контексте семьи, родственников, друзей и общества и что правительство не может и не должно принимать на себя роль семьи. Многие на Западе полагают, что правительство способно выполнять обязанности семьи в тех случаях, когда семья терпит неудачу, например, в случае с матерями-одиночками. Жители стран Восточной Азии не приемлют такого подхода».
Конфуцианское общество



Партнери