Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

07.12.2010|10:45|"Сегодня"

Друзья Ахмадулиной: «У Беллы дома не было чая, только выпивка»

Сегодня — 9 дней со смерти поэтессы. Ее друзья рассказали о «Метрополе» на чердаке, просьбе освободить Сахарова и преданном муже.

 

Поэтесса Белла Ахмадулина ушла из жизни ровно 9 дней назад. Напомним, 29 ноября ближе к вечеру Белла Ахатовна почувствовала себя очень плохо, и муж, художник Борис Мессерер, вызвал неотложку (в это время они жили в Подмосковье на даче в Переделкино). Увы, врачи не смогли спасти женщину: у Ахмадулиной, которую за последние годы измучил рак печени, не выдержало сердце прямо в «скорой». Похоронили поэтессу 3 декабря на Новодевичьем кладбище.

Дочь татарина Ахата Валеевича Ахмадулина, который дослужился до замминистра, Белла родилась в 1937 году, в пик сталинских репрессий. Ее мама Надежда Лазарева, русская, но в ее роду были и итальянцы, в свое время работала переводчицей в КГБ. Первое стихотворение Ахмадулиной «Родина» было напечатано в 1955-м в «Комсомольской правде». А вот первый сборник «Струна» вышел только в 1962 году.

Она всегда четко выражала свое мнение. Так, в 1959 году ее исключили из Литературного института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, получившего в 1958 году Нобелевскую премию по литературе. Однако вскоре она была восстановлена и закончила его в 1960 году. Позже Белла Ахатовна не раз поддерживала диссидентов. Делала заявления в защиту Андрея Сахарова и ездила к нему в ссылку в Горький, Владимира Войновича, Льва Копелева, Георгия Владимова. А вот в 1993 году во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета России во главе с Русланом Хасбулатовым вместе с российскими писателями-демократами подписала печально знаменитое «письмо 42-х», фактически оправдавшее расстрел российского парламента из танков.

Ахмадулина работала внештатным корреспондентом «Литературной газеты». Потом вспоминала, как над ее неопытностью смеялись герои ее репортажей — сталевары и люди других рабочих профессий. «Они разыгрывали меня, сообщали о грандиозных успехах, я мчалась к ним во всю прыть, записывала, но потом оказывалось, что такого быть просто не может». Известность к Ахмадулиной пришла после чтения стихов в Политехническом музее в 1962 году. Вместе с ней в литературном вечере участвовали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и Булат Окуджава. Потом это выступление вошло в фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича».

Необычный голос Беллы Ахатовны послужил «прообразом» для голоса Пятачка, которого озвучивала Ия Савина, в известном советском мультфильме о Винни-Пухе. После этого Ахмадулина позвонила актрисе и шутливо поблагодарила ее за то, что та подложила ей «свинью».

О женских чарах и красоте Беллы Ахатовны ходят легенды. Попал под ее очарование и Василий Шукшин, с которым у нее был роман, и который пригласил ее к себе в картину «Живет такой парень», где она сыграла журналистку. Позже она еще не раз снималась в кино и писала сценарии. Также в кино использовались песни на ее стихи, например «По улице моей» в «Иронии судьбы», «А напоследок я скажу» — в «Жестоком романсе»... Замужем поэтесса была трижды. Первым мужем стал Евгений Евтушенко, вторым — Юрий Нагибин. И оба писателя описали их отношения с бывшей супругой. Евтушенко — в романе «Не умирай прежде смерти», а Нагибин — в «Дневнике», где вывел ее под именем Гелла (как служанку Воланда). У первого она выглядит богиней, неземным существом, а вот у второго — полубезумной женщиной, которая любила выпить.

Первую дочь Елизавету Белла Ахатовна родила вне брака, от режиссера Эльдара Кулиева. Вторую, Анну, от Мессерера. Елизавета стала писательницей, а Анна — художником. К слову, Ахмадулина по-особенному относилась к животным и однажды даже похоронила свою собачку так, как хоронят людей: в гробике, с прощающимися гостями и памятником на могилке.  

ПРИВЕТЛИВАЯ СОСЕДКА

К сожалению, из-за болезни друг поэтессы писатель Фазиль Искандер не смог поговорить с «Сегодня», это сделала его жена Антонина. «Когда Фазиль узнал о смерти Беллы, попросил сборник ее стихов и читал весь вечер. Она была нашей соседкой по дому на Ленинградском проспекте, всегда приветливая и гостеприимная. Подарила нам книгу «Белла и Борис» со своими стихами и рисунками Мессерера. Всегда с восхищением говорила о прозе Искандера, а вот о стихах — никогда».

«В ЕЕ ДОМЕ ЧАЯ НЕ БЫЛО. БЫЛА ВЫПИВКА»

«В 60-е годы я ходил на поэтические концерты Ахмадулиной, как в сказку, — рассказал нам писатель и друг поэтессы Виктор Ерофеев. — Как русский сказочный герой, нырял из одного котла в другой — ее поэзия производила на меня очистительное действие. А лично мы пересеклись в 1978 году, когда мы все работали над альманахом «Метрополь», и она меня, конечно, полностью очаровала. Вообще, все наше поколение было в нее влюблено. Она сочетала в себе божество и принцессу. С одной стороны, ее поэзия была очищена от всякого советизма, а с другой — это была молодая женщина, ужасно привлекательная, острая, своенравная, высокомерная, в общем, все там переплеталось. Образ, конечно, был величавый. В неподцензурный альманах «Метрополь» Ахмадулина отдала свою повесть «Много собак и собака».

Но дальше она просто была гостеприимной хозяйкой, которая принимала нас в мастерской своего мужа, Мессерера. Альманах «Метрополь» просто отдыхал у нее на чердаке. А когда мы собирались, дело никогда не доходило до чая. В доме чая не было. Была выпивка — в основном, водка, но, с другой стороны, было много шампанского. А к выпивке было что-то, нечто, закуска, но никогда не было никакой изысканной еды. Пили все».

Вспоминает Виктор Владимирович и чтение ею стихов: «Она это делала не часто, ее надо было попросить. Но она их читала и во время застолий тоже. Вставала, закладывала руки за спину, поднимала высоко подбородок и читала стихи таким серебристым голосом. Всегда одетая в черное: в черные брюки, в черную блузу или какой-то пиджачок. В общем, она всегда была черная или белая».

Время от времени коллеги пересекались и позднее: «Просто она все больше и больше отходила от общественных дел. Она существовала сама по себе как поэт и обширно издавалась благодаря Борису Мессереру, ее вечному ангелу-хранителю. Мне кажется, что нулевые годы продемонстрировали шестидесятникам, что их представления о человеческой природе, о добре, о будущем не соответствовали реальности. Все нужно было заново выстроить в своей голове, и мне кажется, что это не случилось. Поэтому Белла тогда вообще ушла с общественного горизонта. Ее не существовало. И молодое поколение плохо ее знает».   


«ПОСЛЕ ВЕТРЕНЫХ ПОЭТОВ БОРЯ ПОДАРИЛ ЕЙ СЧАСТЬЕ»
 

Белла была мужественна по-женски! — рассказал нам писатель Михаил Жванецкий, друживший с Ахмадулиной более 35 лет. — И абсолютно по-женски, прикидываясь наивной, с кокетством, она обращалась к генеральному секретарю ЦК КПСС: «Ну нельзя ли вернуть из ссылки Сахарова?». Как-то мы с ней лежали в больнице. Она — по одному поводу, я — по другому, встречались в коридоре, ходили, и она мне читала свои заметки о ночном больничном народе. Вот сейчас мы начнем собирать то, что она наговорила на магнитофон в последние годы. У нее же в последнее время было очень плохо с глазами. И Белла только надиктовывала. Все это будет собрано и выйдет (книга будет называться «Диалоги Бориса и Беллы, двух любящих людей». — Авт.).

А Боря тоже очень натерпелся в последнее время (пока жена болела. — Авт.). Ей очень повезло в жизни — встретить такого человека, как Борис Мессерер. После этих ветреных поэтов у нее появился настоящий муж, которому можно было за спину зайти, который брал ее за руку и вел… Боря и носил ей, и подносил, он мыл ей ноги и руки. Сам, будучи замечательным художником-постановщиком, он знал, возле кого он рядом, и огромное уважение ему за этот титанический труд, за то, что подарил ей счастливую жизнь.

К чести Ахмадулиной и Мессерера, они никогда не брали с собой детей на наши взрослые посиделки. Девочки всегда оставались дома, в Переделкино, видимо, с няней... А мы собирались в мастерской Бори — огромной такой, где всем хватало места, под абажурами, среди каких-то палок, стоек, урн — тысячи предметов, всего, что художники собирают на улице.

Чувство юмора у нее было прекрасное, но когда она приходила ко мне на концерты, я просил ее сесть подальше, потому что не мог вынести это мрачное лицо. Я ей говорил: «Не могу, Белла», она говорила: «Да поверь, Миш, я смеюсь, мне смешно», но я ее просил сесть куда-нибудь вглубь. И она мне говорила: «Я потрачу жизнь, но докажу тебе, что у меня есть чувство юмора». Да я знал, что оно у нее было — прекрасное! А еще — пару лет назад это было, что ли… Она мне рассказывала, как на гастролях на ее афише написали: «ПоЕт Белла Ахмадулина», вместо «поэт», и ей из зала кто-то даже крикнул: «Ну, Беллочка, спойте уж нам что-нибудь». Мы так смеялись...».  

Алена Медведева, Александр Чаленко



Додаткові матеріали

In memoriam. Белла Ахмадулина
«Сиренный голос – с юности и до последних дней»
"Прост путь к свободе..."
Лучшее в русском языке
Букмекеровская премия по литературе
Советский родной человек
Вы смеете называться поэтом?
Столь долгое отсутствие
Пять книг недели
Чем глубже прошлое, тем выше культура
"Pelmeni for many"
Доброй ночи
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

28.11.2024|14:49
Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії


Партнери