Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Запрещенный Шолохов. Что цензура вырезала из романа "Тихий Дон"
105 лет со дня рождения писателя Михаила Шолохова.
24 мая исполняется 105 лет со дня рождения классика советской литературы Михаила Шолохова. Автора эпопеи "Тихий дон" часто называют любимцем вождей – от Сталина до Брежнева, забывая о том, что власть не раз пыталась укротить талант автора, сначала цензурой, а затем – нападками критиков, обвинивших Шолохова в плагиате.
Революция – муза писателя
Михаил Александрович Шолохов родился в простой крестьянской семье в станице Вешенской на Дону. Детство будущего писателя закончилось рано: в двенадцать лет он бросил учебу в гимназии и вступил в Красную Армию.
С пятнадцати лет Шолохов работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения. В начале 20-х уехал в Москву, чтобы продолжить образование, однако поступить на рабочий факультет не смог из-за отсутствия трудового стажа и направления комсомольской органзации. Своим образованием Шолохову пришлось заниматься самому: днем он работал грузчиком, вечерами много читал.
В Москве Шолохов принимал участие во встречах литературной группы "Молодая гвардия" и пробовал писать фельетоны. Его первый рассказ был опубликован, когда писателю не было еще и двадцати.
В декабре 1923 года он вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и спустя год женился на учительнице Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана.
В 1925 году были опубликованы "Донские рассказы", в которых Шолохов описывает жизнь донских казаков времен Гражданской войны. Эта книга стала своеобразным прологом Тихого Дона".
Вопрос об авторстве
После появления первых книг Шолохова на одаренного 20-летнего писателя из народа обратили внимание. Многие не могли поверить, что в таком возрасте можно так зрело писать о жизни. Говорили, что Михаил Александрович позаимствовал роман "Тихий Дон" у казацкого писателя, участника белого движения, Федора Дмитриевича Крюкова. В 1929 году по указанию Сталина даже была сформирована комиссия, расследовавшая данный вопрос.
Сторонники Шолохова утверждали, что для написания романа ему хватило собственной школы жизни. "Это была революция. Это особое состояние душ, особое время, за которым, конечно, следует кровь, террор, спад. Но поначалу она дает крылья. Особенно таким молодым, каким тогда был Шолохов. Она источник вдохновения. А покой, напротив, действует на писателя как тормоз, анестезия. Противники Шолохова говорили: мол, нельзя в 20 лет так зрело и сочно написать о любви. А когда еще писать о женщинах, если не в 20? А что до того факта, что Шолохов более не писал ничего подобного "Тихому Дону", так в истории такое уже случалось, все знают, что Грибоедов, Данте, Сервантес, Джойс - авторы одной гениальной книги...", - говорит историк и писатель Эдвард Радзинский.
Шолохов был прекрасным знатоком казачьего уклада жизни, характеры многих его героев были списаны с жителей станицы - знакомых писателю людей. Рассказывали, что любовные чувства между литературными героями Гришкой и Аксиньей напоминали первую юношескую любовь писателя. В 19 лет он был страстно влюблен в казачку Екатерину Чукарину, отец которой, председатель ревкома, запретил их свадьбу. Девушку заставили выйти замуж за другого, пишет kp.ru.
Сам Михаил Александрович не раз отрицал связь вымышленных персонажей с реальными. "Не ищите Аксинью, - говорил он. - Таких Аксиний у нас на Дону очень много было". Писателю приходилось умалчивать о прототипах своих героев, ведь многие из них были неугодны советской власти как, например, Харлампий Ермаков, прототип Григория Мелехова – в 1927 году его арестовали и расстреляли.
Воспитание цензурой
Михаил Шолохов никогда не был противником коммунистических идей, однако остро реагировал на то, что несло людям насилие. Тот факт, что главный герой его романа - Григорий Мелехов - в конце повествования так и не приходит к красным, вызывало осуждение у советских критиков. Его не раз заставляли переписывать те или иные эпизоды.
Первая и вторая часть романа появилась в печати в 1928 году, а судьба 3-й книги решилась только благодаря участию Горького. Именно он способствовал встрече Сталина и Шолохова в 1931 году. Разговор между вождем и молодым писателем получился жестким. "Почему вы пишете с сочувствием к белому движению? Корниловы у вас там, Листницкие…", - спросил Сталин, прочитавший перед встречей весь роман. Писатель ответил: "А белые на самом деле были значительными людьми. Тот же генерал Корнилов сумел пробиться на самый верх, родившись в бедняцкой семье. Ел за одним столом с рядовыми. А когда бежал из австрийского плена, то несколько километров нес на себе раненого солдата". Хотя Сталину ответ не понравился, в конце концов он согласился печатать роман, пишет peoples.ru.
Впрочем, на этом испытания для Шолохова не закончились. В 1932 году его заставили удалить фразы Петра Мелехова о расправах красных: "На фронте лютуют, бывало, как попадется им офицер, смываются. Я под Воронцовкой видал, што они сработали из пленных офицеров...". Через пять лет из романа вычеркнули строки из рассказа кухарки Лукерьи о том, как красноармейцы забрали из опустелого имения Листницких последнюю лошадь и убили конюха деда Сашку, а также рассказ Григория Богатырева об изнасиловании красноармейцами молодой казачки.
После поправок, исключивших из текста грубые выражения, герои заговорили сглаженными, тусклыми фразами. Так, из романа исчезли все матерные выражения Лихачева, слово "хохол" везде заменили на "украинец". Сократили редакторы и мнение Григория в одной из глав: "Што коммунисты, што генералы - одни шаровары, только гашники разные. Одно ярмо". Вместо этого написали: "Ни коммунисты, ни генералы не нужны".
Шолохов жаловался Горькому, что его обвиняют едва ли не в контрреволюции за оправдание восстания казаков. Особенно опасным положение писателя стало в 1937-38 году. Ему пришло анонимное письмо от некоего человека, которому было поручено убить Шолохова. Автор советовал писателю немедленно уехать из станицы, чтобы остаться живым.
"Они сражались за Родину"
В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов работал на фронте корреспондентом "Правды". Судьба свела его с самыми разными людьми, чьи истории заслуживали отдельных произведений. Прототипом героя знаменитого рассказа "Судьба человека" стал Никита Васильевич Антипов, который был тяжело ранен под Харьковом и попал в немецкий плен. С ним писатель никогда не встречался, а всю историю о его подвигах услышал из уст сына Никиты Васильевича, пишет freebooks.net.ua.
Еще во время войны Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и недописанного романа "Они сражались за Родину". Впоследствии на основе этого произведения был снят один из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Режиссеру Сергею Бондарчуку удалось перенести на киноэкран все ключевые составляющие шолоховского эпоса: героизм простых людей, внимание к рядовому солдату и нравственное содрогание от самого слова "война".
После премьеры 15 апреля 1975 года Шолохов остался очень доволен фильмом. "Мы победили и потому имеем право говорить о месяцах отступления с той горечью, которую испытываем, вспоминая о тех временах...", - говорил писатель Бондарчуку.
Нобелевская премия
В 1965 году произошло беспрецедентное событие: впервые в истории советский писатель получил Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Награда стала для Шолохова полной неожиданностью, хотя кампания по присуждению ему премии началась на западе еще в начале 60-х. Ее вел английский писатель лорд Сноу, большой почитатель шолоховского таланта.
В 1964 году Нобелевский комитет присудили награду Жану Полю Сартру. Однако писатель отказался ее принять со словами: "Я не буду получать Нобелевскую премию, пока ее лауреатом не станет Михаил Шолохов". Требование Сартра было выполнено в следующем году.
Шолохов приехал в Стокгольм, но кланяться Густаву Адольфу VI, вручавшему премию, не стал. По одним источникам, его просто не предупредили об этой детали этикета, а по другим – он сказал тогда: "Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом – пожалуйста, а перед королем не буду и все…".
Свою премию Шолохов потратил на постройку школы в станице Вешенской. С 70-х годов он уже не покидал своего дома в станице. К нему все время шли люди, и Михаил Александрович подолгу беседовал с ними. В станицу даже приезжал Хрущев. Местные видели, как он катался на лодке с женой по Дону.
Как говорила дочь писателя Светлана, Шолохов никогда ни на что не жаловался. Даже когда ему поставили смертельный диагноз – рак горла, он отказался от обезболивающих лекарств, которые не позволяли ему разговаривать с близкими. Перед самой смертью родственники забрали его из московской больницы домой – в станицу Вешенскую. Здесь он и умер 21 февраля 1984 года.
Фото: kostyor.ru
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року