Re: цензії

18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Нотатки мемуарного жанру
17.12.2024|Оксана Тебешевська, заслужений учитель України, письменниця
Володимир Качкан: «З того слова насію довічних пісень…»
14.12.2024|Валентина Семеняк, письменниця
Ключ до послань
10.12.2024|Ігор Зіньчук
Свобода не має ціни
01.12.2024|Ігор Зіньчук
Томас Манн „Будденброки” – роман–сага про занепад однієї родини
20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях

Літературний дайджест

30.04.2010|09:57|Культпросвет

Дети травы

«Декамерон. Десять українських прозаїків останніх десяти років». Харьков, «Клуб семейного досуга», 2010 год.

Когда подруга мне бросила ссылку на «Декамерон», меня сначала покоробило, потом я смеялась, а затем, узрев на обложке имя Светланы Пыркало, которая давно ничего новенького не писала, - я побежала в книжный магазин. Из магазина я вылетела, потирая руки от предвкушения – так больно хотелось почитать «Життя. Цілувати» Пиркало, что я даже готова была простить издателю тот «винегрет», который он собрал под одной обложкой.

Итак, в «Декамероне» вы найдете новые, ранее не издававшиеся произведения (это, видимо, было условием издателя) следующих авторов: Софии Андрухович, Любка Дереша, Анатолия Днистрового, Сергея Жадана, Ирэны Карпы, Светланы Пыркало, Светланы Поваляевой, Тараса Прохасько, Наталки Сняданко и Сашка Ушкалова. Согласитесь, компания достаточно пестрая. (Составитель – Сергей Жадан). И эта пестрота, кстати, располагает написать не только о самих текстах, но и сделать отдельные выводы относительно украинской литературы последнего десятилетия. Однако, об этом потом – сначала о текстах.

Пыркало великолепна, потому, что мало кому удается писать о себе так, что кажется как будто это обо всех. (Кстати, я даже обратила внимание, что повествование у Пыркало идет от второго лица. Это исключение, потому, что подавляющее большинство литературных текстов пишутся либо от первого, либо от третьего лица. А тут «ти ідеш на побачення з Маріо», «ти лякаєш Пітера своїми рухами», «ти цілуєшся з Зораном».) Сюжет близок и понятен до безобразия – знакомства по интернету. Это болезнь нашего времени, причем достаточно заразная. Дошло даже до того, что моя православная подруга после иконописной школы решила по интернету познакомиться с греком (потому что православный). Вряд ли, конечно, грек, разместивший объявление на сайте знакомств, будет соответствовать ее представлениям о православном суженом, но это уже не важно. Вот и героиня Пыркало после развода с мужем начинает что-то искать в этой жизни. Новелла «Життя. Цілувати» интересна тем, что она не имеет фальши, я имею в виду не искажения событий, а отсутствие у автора желания что-нибудь приукрасить, и подать его в лучшем ракурсе. «Ти відчуваєш неймовірне щастя, дивлячись на нього, і смієшся без причини. Хоча ні, причина є. Ти тепер знаєш, що один день із Зораном вартий усього життя з Пітером і всіма такими, як він. Ти рада, що жива; ти неймовірно прекрасна».

Наталка Сняданко написала ностальгическую историю («Dead-line емоцій») о любви немецкой пары, которая всю жизнь вынуждена была скрывать свои отношения, и только ближе к пенсии они прекратили свои мучения, и уехали из своего города. А теперь спустя полтора десятка лет вернулись, чтобы…

«Панда» Сашка Ушкалова вызвала легкое разочарование. Ну, Панда, ну и что? Кого сейчас удивишь бытописанием плацкартного вагона поезда «Киев-Харьков» - яйца, куры… все как и должно быть. По-моему, к тому, что написал живой классик о плацкарте добавить уже больше нечего:

Я також їду

Цим плацкартним вагоном,

Цією ночліжкою на колесах,

Де світла саме настільки,

Щоб не заснути і не читати,

Саме настільки,

Аби повіситися

(Юрий Андрухович).

В то же время, когда я читала рассказ Софии Андрухович, у меня все время в мозгу крутилась фраза: откуда у благовоспитанной девушки из приличной семьи столько мерзости и дряни в воображении (или не только в воображении)? К тому же, была бы вся эта мерзость со смыслом как у Эльфриды Елинек, еще можно было бы простить. А так, получается что лишь дрянь ради дряни…

Герои Жадана сонные и безалаберные настолько, что иногда кажется, что у людей просто отключили мозг. Что касается Прохасько, то у меня только одно впечатление – автор страшно устал, и эссе выглядят так, как будто его долго уговаривали и даже заставляли написать что-то новенькое.

А вот кто порадовал в этом сборнике, так это Любко Дереш («Клуб молодих вдів»). Совершенно необычный сюжет, прекрасная композиция, и главное – этот текст совершенно не похож на те, которые он писал раньше. Хочется предположить, что дальше уже будет проза не мальчика, а мужа.

В заключение несколько выводов о прозе украинских авторов, большинство из которых представлены в «Декамероне». Первое, что явно бросается в глаза – легкость стиля. Уже не надо мучиться над «лупайте сю скалу», потому что писатели понимают, что читается только то, что читается быстро и с удовольствием. Второй момент – бессодержательность большинства текстов, романы, которые не имеют сюжета, отсутствие характеров и героев. Нет, какие-то герои, конечно, есть, но они все больше напоминают «лишних людей», которые не знают, чем бы заняться, но, несмотря на то, что занятие не находят, на большее они тоже не способны. Фатализм уже умер. Третий момент – низкий литературный уровень текстов (отдельное спасибо издателю, что в «Декамерон» не вошли тексты на суржике). Это не в обиду никому, поскольку я прекрасно понимаю, что поколение нынешних авторов писать никто не учил (Андрухович, наверное, был последним, кому посчастливилось послушать и прогулять лекции в Московском литературном институте). Хотя я и полагаю, что научить писать нельзя, но хорошее образование еще никогда никому не помешало. Это поколение, которое уже меньше всего интересовало и элиту, и государственные силовые структуры, и даже читателей, у которых сначала не было средств на покупку книжек, а потом - желания. Последнее десятилетие стране очень нужны были менеджеры по продажам, брокеры и маклеры. Тут уж не до писателей. В итоге можно сказать, что у нас выросло эдакое «поколение травы» - то есть, с одной стороны, росли и писали сами по себе как могли, с другой – писали о себе и своих экзистенциальных опытах: тут мы траву курили, а тут – рыбу заворачивали.

Но в целом, конечно, книжку стоит прочесть, хотя бы для того, чтобы посмотреть, а что же из себя представляют десять украинских прозаиков последних десяти лет.

Наталья Талалай



Додаткові матеріали

Книжки квітня: новий "Декамерон", провінційний театр і елегантна їжачиха
27.04.2010|22:48|Події
Сергій Жадан і Світлана Поваляєва презентували «Декамерон». ФОТО
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

19.12.2024|11:01
Топ БараБуки: довгий список найкращих дитячих і підліткових видань 2024 року
19.12.2024|07:49
Топ продажів видавництва VIVAT у 2024 році
18.12.2024|13:16
Фонд Східна Європа за підтримки Швейцарії випустив онлайн-курс для підлітків «Не можеш сказати – пиши!»
17.12.2024|19:44
Мирослав Лаюк став лауреатом премії імені Шевельова 2024 року
17.12.2024|19:09
Вийшов трейлер української стрічки «Фрагменти льоду»
10.12.2024|18:36
День народження Видавництва Старого Лева
10.12.2024|10:44
На Оболоні Книгарня "Є" відкриє новий культурний простір “Книгарня “Є”
10.12.2024|10:38
Видавець Віктор Круглов пройшов відбір на навчання в Стенфордській вищій школі бізнесу
10.12.2024|10:35
Ретроспективні фільми «7 психопатів», «Орландо» і «Володарі часу» покажуть узимку в кінотеатрах України
10.12.2024|10:30
У Києві презентують книжку “Спіймати невловиме. Путівник світом есеїстики”


Партнери