Re: цензії
- 18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськНотатки мемуарного жанру
- 17.12.2024|Оксана Тебешевська, заслужений учитель України, письменницяВолодимир Качкан: «З того слова насію довічних пісень…»
- 14.12.2024|Валентина Семеняк, письменницяКлюч до послань
- 10.12.2024|Ігор ЗіньчукСвобода не має ціни
- 01.12.2024|Ігор ЗіньчукТомас Манн „Будденброки” – роман–сага про занепад однієї родини
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Видавничі новинки
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Нобелевскую премию по литературе в 2009 году получит…
«Частный корреспондент» с помощью Google предсказывает.
Началась Нобелевская неделя. Прогрессивная мировая общественность замерла в ожидании — кому дадут? Чьё имя попадёт во все энциклопедии и анналы истории? «Часкор» решил использовать сервис Google Trends, чтобы спрогнозировать решение Нобелевского комитета.
Кому достанется Нобелевская премия по физике и химии — не так интересует публику, как то, кто получит Нобелевку из писателей. Это, в общем, простительно — в теломерах обычный гражданин вряд ли разбирается, а на российскую науку надежд немного. Да и, по гамбургскому счёту, открытие в естественной науке — оно вроде бы или есть, или нет его. Так что тут доверяй не доверяй «комитетчикам» — всё равно кому-нибудь достанется за непонятно что.
Иное дело — литература. Открыть радиоактивность дважды — это перебор и конкуренция, а написать два прекрасных романа двум разным писателям случается сплошь и рядом. Великих русских писателей среди живущих, правда, незаметно, однако и зарубежную художественную литературу все ещё почитывают, и по поводу искусства своё мнения все имеют. А как же? Варианта три: или понравилось, или не понравилось, или «затрудняюсь ответить». Однако имена Умберто Эко, Марио Варгаса Льосы, Салмана Рушди и тем более любимца всей продвинутой молодёжи Харуки Мураками хоть раз в жизни человек, читающий не только героические фэнтези о похождениях православных джедаев (это не укор, это — точка отсчёта), да слышал.
Свои эстетические пристрастия есть, конечно, и у членов Нобелевского комитета. Однако используют ли они их при вынесении решения, доподлинно неизвестно. А вот соображения политические и дипломатические им явно не чужды. Не чуждо им время от времени, но далеко не всегда, и мнение самой читающей публики. Поэтому построить прогноз, хотя бы приблизительный, кого же назовут лауреатом, можно, либо строя сложные соображения по принципу «этому континенту давали вот тогда, а вот на этого автора могут обратить внимание, потому что», либо опершись на статистику. В конце концов, может, и сами члены комитета принимают решения, бросая золотой эре?
Как всё было сложно в те глухие времена, когда не было интернета… Ни тебе свободного доступа к индексам читательских предпочтений, ни тонких инструментов, измеряющих температуру по больнице. Теперь каждый желающий может зайти на сайт какой-нибудь букмекерской конторы, принимающей ставки, и посмотреть, на каких лошадей… э-э-э, то есть писателей, ставит в этом году читающая публика. В первой строчке на сайте Ladbrokes.com (по состоянию на 5 октября) считающийся фаворитом Нобелевского комитета израильский писатель Амос Оз: на него делают ставки 4 к 1. Сразу следом за ним идут совершенно неизвестная мне, но, безусловно, великий автор Ассия Джебар и более известная Джойс Кэрол Оутс (5:1). Следом — Филип Рот (7:1), Адонис (8:1) и все остальные.
Ставки ставками, но этот инструмент измерения общественного мнения, как и всякий метод, апеллирующий к «невидимой руке рынка», по результатам мирового финансового кризиса, честное слово, уже не вызывает особого доверия. В конце концов, где Solomon и его Brothers? Где Bear Stearns? Где листья прошедшей осени? А Google — вот он. Не просто жив, а ещё и имеет смелость предсказывать будущее, например, распространение гриппа или заявлять, что по результатам статистического анализа пользовательских запросов выходит, что кризис кончается. Мало того, у Google есть и свои интересы в мире литературы — это сервис Google Books, предоставляющий поисковый доступ по гигантской библиотеке оцифрованных IT-корпорацией книг. Google, впрочем, волнует не столько качество литературы, сколько количество информации. Но в нашем случае это даже кстати: беспристрастность анализа важна как никогда, если имеешь дело со сплошной вкусовщиной.
Итак, запускаем Google Trends и начинаем по порядку, или попарно (но это утомительно), или по пять штук за раз (а больше Google и не даёт) вводить имена писателей из списка букмекерской конторы. То, что мы получим в результате, — относительные параметры частоты встречаемости поисковых запросов, свидетельствующие об интересе публики к тому или иному писателю. Нужно иметь в виду, что львиная доля поисковых запросов в мире приходится на США, поэтому и относительный «вес» хорошо известных самой читающей в мире стране американцев будет выше. Чему свидетельство даже не столько 1-е место Боба Дилана, сколько 2-е — видимо, прекрасной афроамериканки Майи Анджелоу. Дальше, впрочем, идут и в самом деле настоящие писатели — Карлос Фуэнтес (3-е место), Умберто Эко (4-е), пятую строчку делят Марио Варгас Льоса, Салман Рушди, Кормак Маккарти, Харуки Мураками (на него, кстати, делают и довольно приличные ставки — 9:1) и Пол Остер.
А что же в Швеции? Да простят меня шведы и в частности члены Нобелевского комитета, но, кажется, в этой стране книг вообще не читают. Иначе чем объяснить то загадочное обстоятельство, что, если верить Google, из всех писателей из списка букмекеров хоть какой-то интерес в Швеции проявляют только к Амосу Озу (ставка 4:1), Джойс Кэрол Оутс (5:1) и Салману Рушди (100:1)???
Но деваться некуда, прогноз делать надо, попробуем сформулировать свои, строго математические принципы, опирающиеся на твёрдые статистические данные букмекеров и Google, представление о психологии шведов и факт известного коварства Нобелевского комитета, который никогда не даёт премий тому, на кого все показывают пальцем. Тогда получается, что главный фаворит Нобелевской недели… Задержим дыхание. Интригующая пауза.
Это вовсе не хороший писатель Амос Оз: на него слишком высокие ставки. И, конечно, не поэт и певец Боб Дилан — мало ли что самый популярный даже в Швеции: где это видано, чтобы музыкантам давали за литературу? И явно не «наше американское всё» Майя Анджелоу (одной афроамериканке премию уже давали). И не милые моему сердцу Умберто Эко и Марио Варгас Льоса (про них в Швеции, если верить Google, никто не слышал). И даже не Салман Рушди. Про него-то как раз все слышали, и эта слава не в его пользу: в Стокгольме не ахти как с контртеррористической деятельностью. У них даже премьер-министра убили, что Нобелевский комитет должен помнить.
А вот о Джойс Кэрол Оутс «комитетчики» наслышаны, и ставки на неё довольно высоки, и в мире её тоже читают. К тому же женщина, извините. То есть мужчины, извините: вам досталось в прошлый раз.
Уже в четверг, 8 октября, весь мир узнает, кто же на самом деле стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2009 год. Вы скажете: прогнозы — дело смешное. Отнюдь! Или мой прогноз сбудется, или нет. Вероятность в 50% — не так уж плохо :)
Писатель Размер ставки Популярность в мире Популярность в Швеции
Боб Дилан 25:1 89.00 55.00
Майя Анджелоу 100:1 15.60 0.00
Карлос Фуэнтес 50:1 6.00 0.00
Умберто Эко 66:1 5.00 0.00
Марио Варгас Льоса 16:1 4.00 0.00
Салман Рушди 80:1 4.00 0.20
Кормак Маккарти 100:1 4.00 0.00
Харуки Мураками 9:1 4.00 0.00
Пол Остер 100:1 4.00 0.00
Маргарет Этвуд 40:1 3.20 0.00
Милан Кундера 25:1 3.10 0.00
Филип Рот 7:1 2.85 0.00
Иэн Макьюэн 100:1 2.56 0.00
Чинуа Ачебе 50:1 2.28 0.00
Джойс Кэрол Оутс 5:1 2.15 0.60
Томас Пинчон 9:1 1.80 0.00
Гарри Мулиш 66:1 1.12 0.00
Амос Оз 4:1 1.00 1.00
Петер Хандке 20:1 1.00 0.00
Элис Манро 25:1 1.00 0.00
Дон Делилло 25:1 1.00 0.00
Владимир Харитонов
Коментарі
Останні події
- 23.12.2024|20:38Вийшов друком другий том духовних записок Ігоря Павлюка
- 23.12.2024|18:24У ВСЛ виходить новий роман Євгенії Кузнєцової «Вівці цілі»
- 19.12.2024|11:01Топ БараБуки: довгий список найкращих дитячих і підліткових видань 2024 року
- 19.12.2024|07:49Топ продажів видавництва VIVAT у 2024 році
- 18.12.2024|13:16Фонд Східна Європа за підтримки Швейцарії випустив онлайн-курс для підлітків «Не можеш сказати – пиши!»
- 17.12.2024|19:44Мирослав Лаюк став лауреатом премії імені Шевельова 2024 року
- 17.12.2024|19:09Вийшов трейлер української стрічки «Фрагменти льоду»
- 10.12.2024|18:36День народження Видавництва Старого Лева
- 10.12.2024|10:44На Оболоні Книгарня "Є" відкриє новий культурний простір “Книгарня “Є”
- 10.12.2024|10:38Видавець Віктор Круглов пройшов відбір на навчання в Стенфордській вищій школі бізнесу