Re: цензії

20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу
19.10.2025|Ігор Чорний
Ковбої, футболісти й терористи
19.10.2025|Марія Кравчук
Третій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
«Кожен наступний політ може стати останнім...»
16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУ
Фантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Поети помирають уранці
08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Зазирнути в задзеркалля
06.10.2025|Ігор Зіньчук
Цікаві історії звичайних слів
28.09.2025|Петро Гармасій
Перестати боятися…

Літературний дайджест

05.10.2009|18:46|Полит.Ру

Александр Иванов: книжный бизнес продолжает использовать экономические рычаги, которые привели к кризису

Интервью с Александром Ивановым, главным редактором «Ad Marginem», в рамках второй части проекта «Полит.Ру», посвященного книжному рынку: «Книжный рынок: осень 2009».

Можно ли сказать, что ситуация на книжном рынке постепенно выправляется?

За полгода книжный рынок значительно изменился. Насколько я могу судить, особенно остро кризис проявляется в провинции. Там падение продаж существенно - от 30 до 50%. В столицах и городах-миллионниках падение меньше (5 - 10%). Все эти цифры очень приблизительны, но тенденция именно такова. Дополнительно разворачивается целая цепочка кризиса неплатежей. Оптовые фирмы («Топ-книга» и другие) задерживают платежи издательствам за реализованные книги в среднем на полгода. Издательства, в свою очередь, не платят вовремя типографиям и задерживают выплаты роялти авторам. Кстати, еще одно следствие кризиса - резкое снижение размеров авансов для авторов (особенно для новичков). Если до кризиса они могли рассчитывать на суммы от 30 000 до 1 000 000 рублей, то сейчас распространенным стал аванс 10 000 – 15 000 рублей или вообще переход на безавансовое издание.

Но «дно» все-таки осталось позади?

Я полагаю, что дно кризиса не наступило - впереди еще более непростые времена. Одним из очевидных следствий кризиса стало уменьшение количества новых проектов, сокращение издательских портфелей, стремление издательств сконцентрироваться на тех книгах, которые можно будет продать в кратчайший срок, и отказ от «рискованных» книг. Особенно остро кризис почувствовали на себе крупные издательства, поскольку именно они работали на провинциальных рынках особенно успешно - и именно эти рынки сейчас в наибольшей степени страдают от кризиса.

Также тяжелые времена переживают оптовые фирмы-посредники, поскольку они принимают на себя основной удар неплатежей от розничных и оптовых сетей. Насколько мне известно, оптовые сети вводят принцип «выборочной» оплаты для поставщиков, то есть платят тем из них, у кого на руках бестселлеры (настоящие и будущие), и задерживают оплату тем, кто ориентируется на «длинный хвост».

Чем можно объяснить факт, что кризис так «затянулся»?

Можно сделать вывод, что кризис принял у нас почти катастрофический характер из-за того, что книжная экономика (как и вся остальная) сориентирована не на средний и малый издательский бизнес, а на крупный корпоративный, который не в состоянии гибко реагировать на изменившуюся ситуацию и продолжает использовать те же экономические рычаги, которые и привели к кризису. Концерны, захватившие почти весь рынок, очень медленно поворачиваются в сторону изменившегося спроса. А он стал более "нишевым", штучным.

В тяжелом нокдауне оказалась так называемая "гламурная литература", равно как и "офисная" проза. Тому примером - полный рыночный провал последнего романа Сергея Минаева "Р.А.Б." и проекта "Оксана Робски". Нельзя, однако, сказать, что эти тренды последнего трехлетия сменяются какими-то другими или что в выигрыше оказались издатели "серьезной" литературы. Они вынуждены продавать свои книги на рынке, выжженном напалмом масскульта, который производят корпорации. Позитивным является появление крошечных очагов книжной торговли, нацеленных на "своего" покупателя и не ставящих знак равенства между книгой и йогуртом, например, открытие магазина "До-До Букс" в Москве.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.10.2025|08:07
У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
25.10.2025|11:58
Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
25.10.2025|11:51
У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
21.10.2025|11:27
У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
21.10.2025|09:36
Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
20.10.2025|18:59
Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
20.10.2025|15:43
Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
19.10.2025|19:30
«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
19.10.2025|10:54
Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
18.10.2025|10:36
"Дівчина з кулею": В США вийшла англомовна збірка віршів української поетки Анни Малігон


Партнери