Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

23.08.2016|10:29|Папмамбук

Поросёнок Пётр как герой нового времени

Что-то подсказывает мне, что поросёнок Петр, совместное творение писательницы Людмилы Петрушевской и художника Александра Райхштейна, некоторую часть родительской аудитории не просто оставляет равнодушной, а повергает в ужас.

Молодые активные бабушки всплескивают руками и восклицают: до чего дошли! Какие книги предлагают читать детям! Какое же страшилище этот поросёнок!

Поросёнок Петр, и правда, плохо встраивается в ряд кругленьких, пушистеньких и глазастеньких чебурашечных героев детских книг и мультфильмов, на образах которых росли сегодняшние бабушки. Но пушистость и глазастость, эти признаки трогательной беззащитности, всего лишь отражают представления о детстве, каким его вдруг увидели в поздний (и последний) период советской эпохи. И эти представления, и эти образы совсем не всегда доминировали в детской отечественной литературе. Они пришли на смену бодрому, задорному и боеспособному герою-ребенку предвоенной эпохи.

Что касается поросёнка Петра, то это, безусловно, «герой нового времени» ‒ выражение нового отношения к детству и нового понимания ребенка. Не случайно его создали писатель с мировым именем и художник с мировым именем. И сделан этот образ мастерски ‒ и художественно, и психологически.

Вот история про поросёнка Петра и машину – сюжет, до боли знакомый любому человеку, который имеет опыт взаимодействия с малышами от двух с половиной до примерно четырех лет. Поросёнок Петр хочет играть в машину, то есть в шофера. Он хочет «как будто ехать на машине».

Не курочки-цыплятки, не лошадки, не зайчики являются первыми реалиями, с которыми встречается современный городской малыш. Самые главные движущиеся предметы вокруг него, рядом с ним – это машины. Машины и всё, что с ними связано, становятся материалом для первых сюжетных и ролевых игр ребенка. С этой точки зрения поросёнок Петр ведет себя типично и абсолютно узнаваемо. И весь сюжет книги состоит из последовательного, лаконичного перечисления действий поросёнка.

Действие первое: поросёнок Петр решил «построить» машину и поэтому «сел на стул» ‒ то есть сделал то, что делает любой водитель прежде, чем поехать, и что ребенок много раз наблюдал.

Действие второе: поросёнок Петр понял, что ему кое-чего не хватает. Трехлетний малыш, если его спросить, сразу скажет, чего не хватает поросёнку, чтобы быть «как шофёр». И малышу абсолютно понятно, зачем поросёнок идет на кухню и просит у мамы крышку от кастрюли (это действие третье).

Крышка от кастрюли мгновенно решает «проблему» ‒ «быть как шофёр». И такое решение не вызывает у трехлетки никаких возражений. Это тот возраст, когда родители вдруг фиксируют: ребенок начал придумывать. То есть именно в этот момент стартует развитие воображения. А важным показателем старта, по мнению отечественных психологов, считается использование в играх так называемых «предметов-заместителей»: ребенок берет предмет, который довольно условно напоминает ту или иную реалию, и «назначает» его на роль этой реалии: палочка будет ложкой, камушек – конфеткой. А в случае поросёнка Петра крышка от кастрюли будет рулем.

На первый взгляд, кажется, что назначить крышку от кастрюли рулем – само собой разумеющееся действие. Но это только на первый взгляд. Для трехлетки это результат серьезного интеллектуального усилия. Поросёнок выбирает в качестве руля не крышку от обувной коробки, не разделочную доску, не какой-то случайный предмет вроде ботинка, например. Он выбирает «круглый предмет» ‒ и по форме, и даже по размеру похожий на руль. Если, к примеру, сравнить руль и крышку при помощи наложения, они совпадут. То есть поросёнок (и вместе с ним ребенок) должен в уме соотнести эти предметы между собой, проанализировать какие-то их признаки.

А это и есть главное содержание истории про поросёнка Петра – история решения интеллектуальной задачи, которая заключается в выборе крышки от кастрюли и в назначении крышки рулем.

И дальше автор показывает ребенку, слушающему книжку, что следует из решения интеллектуальной задачи. Оказывается, если интеллектуальная задача решена правильно, это имеет самые замечательные последствия: «И оказалось, что он (поросёнок Петр) сидит в машине и держится за руль». И его машина сразу тронулась с места. И едет-то он быстрее всех! «И прохожие – куры, коровы и другие поросята очень удивлялись».

Иными словами: правильное решение задачи влияет на реальность, способно ее изменять.

Действительно ли поросёнок едет на машине, или это происходит в игре (то есть в его воображении) в данном случае не важно, потому что воображение бодрствующего человека тоже требует логики. Сочинительство, придумывание, создание художественного произведения требует логики. Это не хаотическое нагромождение фантазийных образов.

А как это нарисовано?

Сразу надо сказать, что уж кто-кто, а Александр Райхштейн способен нарисовать и пушистеньких, и глазастеньких героев. Более того – нарисовал их во множестве.

Но пушистенький и глазастенький герой обычно завязан на эмоциональных проблемах – не на интеллектуальных. Ему, как я уже говорила, свойственна трогательная беззащитность. Поэтому и сюжет, внутри которого действует такой герой, развивается как сюжет отношений.

А что представляет собой поросёнок Петр Александра Райхштейна? Главное в поросенке – его голова. На голове этой видны волоски (щетинки), очень напоминающие иголки в голове Страшилы из «Волшебника Изумрудного города». Когда Страшила думал, от напряжения из его тканевой головы вылезали иголки. Поросёнок Петр не тканевый, далеко не тканевый. Но его щетинистая голова, безусловно, ‒ голова напряженно мыслящего существа. При такой большой голове у поросёнка Петра нет шеи. Никакой. Тоненькая шейка обычно подчеркивает уязвимость персонажа, его хрупкость. С другой стороны, шейка позволяет персонажу вертеть головой в разные стороны: это и признак любопытства, и признак некоторой размытости интересов: интересно всё!

Иллюстрация Александра Райхштейна к книге Людмилы Петрушевской «Поросёнок Пётр и машина»

Поросёнок Петр не может вертеть головой. Чтобы посмотреть на что-то, он должен повернуться всем корпусом. Но такие особенности движения, реагирования означают еще и предельную собранность, сфокусированность на конкретной задаче.

Вообще поросёнок Петр Райхштейна – существо не просто собранное, но и в высшей степени жизнеспособное и адаптированное к жизни. Что называется, крепко стоящее на ногах ‒ хотя это ребенок и ножки у него маленькие, но «комплекция» ‒ борцовская. Не случайно она почти вписывается в квадрат. И не случайно стремящаяся к квадратной форме фигурка поросёнка Петра вписана в квадратные страницы книжки. Книжки довольно редко бывают квадратными. Квадрат – это самая устойчивая геометрическая фигура, и поэтому рисовать в квадрате сюжетные динамичные картинки очень сложно. А здесь форма книжных страниц как бы усиливает «квадратность», то есть устойчивость персонажа.

И с цветом то же самое. Мир поросёнка Петра цветной, но это цвета спокойные, сдержанные, ровные, гладкие, имеющие четкие границы и, в свою очередь, четко разграничивающие жизненное пространство: это – верх, а это – низ. Самый яркий, красный, ‒ цвет, которым «отмечена» машина, то есть предмет, оказавшийся одновременно и первопричиной, и итогом интеллектуальной задачи (в начале книги поросёнок Петр смотрит на игрушечную красную машинку, а в конце книги он едет на «настоящей» красной машине).

1 Иллюстрация Александра Райхштейна к книге Людмилы Петрушевской «Поросёнок Пётр и машина»

Ну и?..

Так это же и есть новое слово в детской литературе – увлекательно, понятно и точно описать, как маленький ребенок думает  внутри игры (и жизни), причем рассказать об этом самому ребенку. Не как он чувствует и переживает, а именно как он думает.

Такая вот психология мышления для малышей.

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери