Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

14.04.2015|21:23|Deutsche Welle

Памяти нобелевского лауреата Гюнтера Грасса

13 апреля скончался выдающийся немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс - личность неординарная и неоднозначная.

Гюнтер Грасс (Günter Grass) еще при жизни стал классиком немецкой литературы. Родившийся в вольном городе Данциге (Гданьске) знаменитый немецкий прозаик и прекрасный художник, который, как правило, сам иллюстрировал свои книги (Грасс учился после войны скульптуре, живописи и графике), получил в 1999 году Нобелевскую премию по литературе. Получи, в первую очередь благодаря своему опубликованному за четыре десятилетия до этого роману "Жестяной барабан".

История переставшего расти мальчика Оскара Мацерата, блестяще экранизированная позже Фолькером Шлёндорфом (Volker Schlöndorff), принесла Грассу мировую славу.

Совесть нации?

Гюнтер Грасс - был одним из самых известных и самых читаемых немецких писателей второй половины XX - начала XXI века. И, наверное, самым спорным. Грасс никогда не скрывал своих левых взглядов, активно участвовал в предвыборной кампании социал-демократов, сам был какое-то время членом СДПГ, но потом вышел из нее из-за ее якобы "поправения". В своей нобелевской речи писатель клеймил позором капитализм и вздыхал о "завоеваниях социализма". Грасс всегда претендовал на роль некоей моральной инстанции, "совести нации". Писатель любил наставлять общество, учить, как ему жить.

А в 2006 году в книге воспоминаний "Луковица памяти" вдруг признался, что в конце войны добровольно пошел служить в войска СС. Грассу тогда было 17 лет. Понятно, что мальчик, выросший в "третьем рейхе", верил нацистской пропаганде и шел защищать родину от "красной опасности", но дело было в другом: почему писатель столько лет скрывал этот факт? Какое он имел право претендовать на роль "апостола нравственности", будучи далеко не безгрешным? Моралист предстал для многих ханжой. Возмущение немецкого общества было велико. Репутации Гюнтера Грасса вся эта история повредила даже больше, чем его неприкрыто отрицательное отношение к воссоединению Германии. Он, кстати, и слова такого никогда не произносил: "воссоединение". Грасс всегда писал о "поглощении ГДР".

 

Впрочем, проиграв в репутации после признания в добровольно-эсэсовском прошлом, Грасс выиграл в тиражах. "Луковица памяти" была переведена на множество языков, в том числе на русский, а следующий том мемуаров Гюнтера Грасса под названием "Ящик" (в русском издании - "Фотокамера") вышел в Германии невиданным для этого жанра тиражом 150 тысяч экземпляров. Но он уже откровенно разочаровал читателей, а последовавшая за "Ящиком" странная книга "Слова Гриммов" вызвала даже неприкрытые насмешки. Она назидательна, полна мрачных пророчеств и жалости к себе. "Я могу сравнить себя, оплеванного и поносимого, с библейским козлом отпущения. В пустыне вещать тяжело", - писал Грасс.

 

Нарушая собственное обещание не писать больше, Гюнтер Грасс разразился в 2012 году двумя антиизраильскими стихотворениями. О художественных достоинствах этих стихов, больше напоминающих листовки политического содержания, говорить не приходится. Что касается политических тезисов Грасса, то, скажем, министр иностранных дел ФРГ назвал их абсурдными.

 

Реакция немецких СМИ была менее дипломатичной. "Гюнтер Грасс барабанит невпопад", "Провокационное стихотворение", "Грасс извлек из чулана жестяной барабан", - эти и им подобные заголовки появились в немецких газетах и журналах. К счастью, ни славы, ни таланта у Грасса никто не отнимет. И, как бы мы ни оценивали его выступления, литературные или политические, написанный в середине прошлого века роман "Жестяной барабан" навсегда останется в сокровищнице не только немецкой, но и мировой литературы. И тот факт, что Нобелевскую премию по литературе Гюнтер Грасс получил заслуженно, никому не придет в голову оспаривать, как и его реноме классика немецкой литературы.

 Ефим Шуман



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

02.05.2025|13:48
В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата


Партнери