Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Спящая красавица просыпается
Книжная обложка – хороший повод для разговоров о книгах.
У меня образовалась небольшая «коллекция» разных изданий сказки «Спящая красавица». Глядя на некоторые книги, я думала: и это предлагается покупателям? И ведь покупается, да еще как! А вот это наверняка не покупается. А мне по каким-то причинам именно оно, «никуда не годное», нравится. А отнесу-ка я все это детям ‒ пусть они рассматривают, выбирают и свой выбор объясняют.
На одной из встреч нашего маленького читательского клуба положила перед детьми пять изданий сказки и сказала: «Представьте, что вы выбираете книгу в подарок для кого-то из своих знакомых. Эта книга по каким-то причинам должна ему понравиться. Можете вы описать этого знакомого: что он любит читать? Какие картинки ему нравятся и почему, как вам кажется…»
Ничего из такой постановки вопроса не вышло. Даже для пятиклассников, не говоря уже о детях помладше, эта задача оказалась нерешаемой. Возможно, в каких-то других ситуациях они и способны поставить себя на место другого человека и сделать выбор, ориентируясь на его вкусы, но по отношению к книгам в данном месте и в данное время это психологическое усилие оказалось для них совершенно невозможным. Как я ни крутила, как ни «направляла», каждый все равно ухитрялся вернуться к формуле «Я выбираю эту книжку, потому что она мне нравится».
Справиться с задачей – выбрать что-то, ориентируясь на чужие предпочтения, – смогла только восьмиклассница Маша. Она сказала: у меня есть подруга, и для нее я бы выбрала издание, которое никогда, ни при каких обстоятельствах не выбрала бы для себя. Вот эту книгу я бы для нее купила («Спящая красавица» с иллюстрациями Татьяны Дорониной и Дениса Гордеева). Я точно знаю, что это в ее вкусе.
И Маша слегка скривилась. Но дать этому «вкусу» характеристику не смогла. Или не захотела – ведь речь все-таки шла о подруге. А для себя, продолжила Маша, я бы из всего имеющегося выбрала бы вот это – и показала на издание с рисунками Ники Гольц. До этого Маша имени Ники Гольц не слышала, и, очевидно, по критерию «иллюстрации Ники Гольц» до сих пор книги не выбирала (возможно, это будет одним из следствий наших клубных встреч). В любом случае, Маша сделала два разных выбора, и за этими разными выборами уже стоит представление о том, что другому может нравиться не то, что нравится тебе самому.
Все остальные дети, как я уже говорила, тут же забыли о цели выбора и выбирали книгу исключительно по принципу «мне нравится».
Четыре девочки (третьеклассница Настя, ее маленькая сестренка Саша, четвероклассница Даша и пятиклассница Полина), не сговариваясь, указали на «Спящую красавицу» с иллюстрациями Оливье Дево. Я бы сказала, они просто в нее вцепились, для них эта книга была вне конкуренции. Правда, объяснить свой выбор они не смогли, потому что слова «красивая» и «сказочная» считать объяснениями нельзя.
А вот все мальчики (пятиклассники, а следом за ними и остальные) и шестиклассница Аня выбрали обложку Михаила Бычкова. И объяснение дали вполне внятное: эта обложка, сказал Глеб (а остальные его поддержали) – как у фэнтези. Тут даже есть дракон. Поэтому она интересней остальных.
Да, согласился пятиклассник Матвей, если уж выбирать (и он поморщился), то вот это издание. Но вообще-то все это совершенно девчоночье.
Такой поворот в разговоре оказался для меня неожиданным:
– Почему же оно «девчоночье»?
– Ну, это ж про любовь. Про свадьбы всякие. А это только девочкам интересно.
– Правда? Про любовь мальчикам не интересно?
– Не-а, – хором ответили мальчики.
– И что же, мальчикам вообще сказки не интересны?
– Про Спящую красавицу?
– Ну, про Спящую красавицу, про Золушку…
Единогласное «Нет!».
То есть мои клубники мужского пола сейчас находятся в острой стадии половой самоидентификации. Для них важно при первой возможности подчеркивать, что есть нечто «мальчишеское», а есть нечто «девчоночье». То, что связано с половой идентичностью, претендует стать главным критерием, подменяя в том числе и критерии качества. Для мальчиков переходного возраста необходимо всеми силами подчеркивать свое «несходство» с противоположным полом и свою от него отдельность.
Этот период через три года минует, но пока нужно «разъединяться». Вопрос, могут ли эти психологические тонкости оказаться предметом рефлексии в одиннадцать лет?
Это мы и попытались выяснить во время нашей следующей встречи.
Теперь вопрос был поставлен так: «Есть ли “книги для мальчиков” и “книги для девочек”? И если да, то в чем особенность этих книг?». Мальчики поначалу закричали «да!».
Но умный-преумный Матвей решил усложнить картину: есть книги для девочек, есть книги для мальчиков, а есть и нечто, находящееся посередине, – то, что и для мальчиков, и для девочек.
Все мальчики тут же согласились с Матвеем.
– И что же это за книги для мальчиков? Есть ли у них специфические черты, по которым их можно опознать?
Тут мальчики стали предлагать свои варианты:
– Это книги, где главный герой мальчик. Это книги, где есть приключения. Это книги, где описаны разные стратегии. Это книги, где может быть страшно.
– А примеры? Конкретные примеры вы можете привести?
И вот тут целостная, казалось бы, концепция дала сбой:
– «Том Сойер», – сказал один.
– «Гарри Поттер», – сказал другой.
А третьему сказать ничего не дали, потому что девочки прямо взорвались. До сих пор они героически выдерживали выступления про наличие книжек для мальчиков и про то, что им, девочкам, надлежит читать исключительно про любовь. Но тут…
– Я тоже все прочитала про Гарри Поттера. Подумаешь, страшно! Между прочим, там есть и про любовь!
– Любовь в этой книге играет второстепенную роль, – попробовал парировать Матвей. – Я бы даже сказал – третьестепенную.
– Хорошо, допустим. Хотя я и не согласна. А как быть с Томом Сойером?
– Тут тоже любовь играет третьестепенную роль, – использовал аргумент Матвея маленький, но очень развитый Коля.
– Ох, не скажи, – не выдержала я. – Не будь любви, не было бы и приключений. По крайней мере, половины из них, самых страшных.
– А почему это приключения – для мальчиков? Я тоже люблю про приключения! – твердо заявила Аня. – И вообще нет никаких книжек для мальчиков. Есть книжки, которые интересно читать, а есть такие, которые неинтересно читать. И это не зависит от того, мальчик ты или девочка. Это зависит от того, что тебе нравится, что ты любишь.
– Ну-у, – протянул Матвей, – я замечаю, что девочки сейчас сильно изменились. Они всё больше становятся похожими на мальчиков.
И было не совсем понятно, как он оценивает подобную социально-психологическую трансформацию.
На этом мы вынуждены были дискуссию прервать – за недостатком времени. До следующей недели.
А началось все со «Спящей Красавицы». С обложек.
__________________
P.S.
Недавно на встрече со студентами Британской школы дизайна я показывала эти же самые обложки.
Как вы думаете, что выбрали студенты?
Они выбрали ту обложку, которой не досталось ни одного детского голоса.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії