Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

03.12.2014|08:38|Deutsche Welle

Был ли де Сад садистом?

К 200-летию со дня смерти французского аристократа, писателя и преступника вышла его первая немецкая биография.

Ее автор полагает: воззрения маркиза не утратили своей актуальности.

Биография Донасьена-Альфонса-Франсуа де Сада (1740-1814) уже сама по себе читается как захватывающий роман, обретающей порою детективный, порою порнографический характер. Но можно ли ставить знак равенства между создателем "120 дней Содома" и его героями? Корреспондент DW побеседовал об этом с автором только что опубликованной книги "Де Сад: измерение зла", преподающим в Швейцарии немецким историком Фолькером Райнхардом (Volker Reinhardt).

DW : Все знают, что такое садизм, но мало кто читал тексты де Сада. Известны случаи, когда немецкие студенты, которым по программе задавали прочитать один из романов маркиза, "120 дней Содома, или Школу разврата" или "Жюстину", с отвращением отказывались от участия в семинарах, так как не могли читать описания извращенных жестокостей. Чем актуален для нас де Сад сегодня?

Фолькер Райнхард:  Де Сад был и остается провокатором. Он создал, наверное, самый мрачный образ человека в мировой литературе. Человек у де Сада не просто глубоко отвратителен, но и крайне опасен. Де Сад описывает человека как существо, находящееся примерно на той же ступени развития, что и насекомые. Это чистая материя, лишенная смысла и разума. Человек "вброшен" в мир, для него крайне чужой и некомфортный. При этом он наделен от природы потребностью унижать и уничтожать других людей.

Де Сад считал себя экспериментатором, исследователем человеческой природы. Эти исследования он осуществлял главным образом опытным путем. Там, где эксперимент с участием реальных живых людей становился невозможным, он "додумывал" его "теоретически" - в форме романа или философского эссе.

- Флагелляция, групповой секс, изнасилования: де Сад вел образ жизни, весьма далекий от морального, и более трети своих дней провел за решеткой, где и написал почти все свои знаменитые произведения. Но можно ли ставить знак равенства между жизнью маркиза и его творчеством?

- Именно на этот вопрос я стремился ответить в моей книге. Это вопрос вопросов в случае де Сада: где находится точка невозврата? До чего можно дойти в жизни, до чего - только в фикциональном пространстве? Лучше всех на этот вопрос отвечает сам де Сад в своих письмах и других документах. Однажды он так сформулировал эту мысль: "Я убежденный сторонник либертинажа и свободомыслия, мне напревать на все общественные условности и правила. Но я не убийца. Я уважаю человеческую жизнь, пусть она и не стоит ломаного гроша". Правда, эта формулировка несколько приукрашивает реальность: в своих "экспериментальных оргиях" де Сад вполне мирился с "угрозой для жизни и здоровья" других людей.

- Де Сад объявил войну христианству. Почему?

 

- Центральный мотив де Сада: неспособность найти Бога. 16-17-летним юношей он был участником (и весьма храбрым) жестоких сражений Семилетней войны. Он стал свидетелем бессмысленной гибели тысяч людей. Во время одного из допросов он заявит позже: "Бога не существует, я убедился в этом на собственном опыте". Соответственно, религия - ложь.

- Де Сад оказал огромное влияние на европейское искусство и философию. В чем его значение?

- Он стал первым европейцем, который показал, что человек, выражаясь словами Зигмунда Фрейда (Siegmund Freud), "не хозяин в собственном доме". Он первым опроверг оптимистическое просвещенческое представление о том, будто воспитание и образование всегда могут обуздать природу. Это выдающаяся для XVIII столетия мысль, верность которой Фрейд позже доказал иными способами.

Но, наверное, наиболее жуткое из открытий, сделанных де Садом, это его постулат, что разрушительное, темное начало есть в каждом человеке. В каждом человеке потенциально заложена способность стать врагом, уничтожителем других людей. Опыт тоталитарных обществ XX века, ГУЛАГа и нацистских концлагерей ужасающим образом доказал правильность этого утверждения.

Volker Reinhard
"De Sade - Die Vermessung des Bösen"
C.H. Beck Verlag, 2014

Беседовал Йохен Кюртен



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

02.05.2025|13:48
В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата


Партнери