Re: цензії

26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики
26.05.2025|Ігор Зіньчук
Прагнення волі

Літературний дайджест

17.07.2014|11:29|Deutsche Welle

Философ Петер Слотердайк о сегодняшнем конфликте "отцов" и "детей"

Если верить философу Петеру Слотердайку, то мы живем в обществе, состоящем из порвавших с традициями, дезориентированных индивидуумов, гоняющихся за изменчивой модой.

Самый известный современный немецкий философ Петер Слотердайк (Peter Sloterdijk) - медийная звезда в Германии, он даже вел одно время дискуссионную телепередачу "Философский квартет". Слотердайк не раз шокировал публику своими социально-критическими атаками. Так и сейчас: его новая книга "Ужасные дети нового времени" рисует нашу эпоху весьма мрачными красками. По мнению философа, смена поколений в отличие от домодернистского периода происходит в новейшие времена чаще всего без передачи каких-либо традиций, то есть у людей наших дней и будущего поколения нет общего наследия, отсюда - разрыв между "отцами" и "детьми".

Проклятая импровизация

Петер Слотердайк как будто не открывает ничего нового. Конфликт "отцов" и "детей", их разрыв и взаимное непонимание, - все это старо, как мир. Но философ считает, что именно сейчас конфликт поколений перешел в новую, опасную для будущего стадию. Вместо того, чтобы опираться на систему мышления и ценности родителей, "дети нового времени" ориентируются на моду в широком понимании этого слова и сиюминутные тренды. Они лишены твердой мировоззренческой опоры и не знают "крепкого тыла", которые давали им семья и положение в обществе. Миром правит "вездесущая импровизация", определяющая деловые и сексуальные отношения, формат отпуска и религиозную практику.

Люди без традиций, подчиняющиеся диктату моды, вообще лишены каких-либо ориентиров, потеряны в сегодняшнем динамичном, мобильном, очень быстро меняющемся мире, подчеркивает философ. Более того: он сводит к череде подобных ломок, разрывов с предыдущей традицией вообще всю историю цивилизации, начиная с дохристианских времен и вплоть до сегодняшних дней. Смена поколений для Слотердайка - всегда смена парадигм, и эта смена происходит все чаще, и мы, поколение "ужасных детей", несем с собой особенно большой риск "опасных и вредных мутаций".

Исторические экскурсы, образные сравнения и метафоры, латинские поговорки и английские термины - все это усложняет чтение новой книги Петера Слотердайка и понимание отдельных нюансов. Ясно, что автор недоволен всем: и самим современным обществом, которое не решает проблемы, а только откладывает их решение, политиками, которые чаще всего делают косметический ремонт вместо того, чтобы строить, экономикой, которая мало связана с экономическими реальностями и живет за счет далекой от логики финансовой системы...

Революции без прошлого

Ценности индивидуальной свободы - это, по Слотердайку, теневая сторона западной, либеральной модели цивилизации. Свобода выбора - вот чем недоволен философ, так как это, мол, открывает дорогу "чему угодно". Чему все-таки? Может, тому самому "циническому разуму", который Петер Слотердайк назвал в 1983 году подлинным символом современности в книге, ставшей мировым философским бестселлером и переведенной на все главные европейские языки, включая русский? Трудно сказать.

Во всяком случае, если европейцы были бы действительно столь равнодушны к традициям и культурным особенностям, сформировавшимся в предыдущих поколениях, как это утверждает Слотердайк, почему же мы тогда четко различаем сегодня культурные сообщества, цивилизации, народы, нации? Как же мы тогда ощущали бы себя немцами, итальянцами, русскими, украинцами и отличали бы нашу культуру, скажем, от индийской?

В качестве примеров разрыва с прошлым, разрыва с традициями отцов, философ приводит также Великую французскую революцию и революцию 1917 года в России. Эти события, по Слотердайку, особенно наглядно показывают смену генераций без прогрессивного развития и связи с прошлым, когда прошлое было объявлено "недееспособным". Так ли это? Ведь разрыв с прошлым, отказ от него всегда происходят не вдруг, этому предшествует период борьбы с прошлым, полемики с ним, критического переосмысления. Кроме того: разве не означает достаточно часто разрыв с традициями отцов возврат к ценностям, которые отцы, в свою очередь, когда-то отвергали?

Peter Sloterdijk
"Die schrecklichen Kinder der Neuzeit"
Suhrkamp, Berlin 2014

Кристина Рута, Ефим Шуман



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.06.2025|14:27
Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
26.06.2025|07:43
«Антологія американської поезії 1855–1925»
25.06.2025|13:07
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
25.06.2025|12:47
Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
25.06.2025|12:31
«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
25.06.2025|11:57
Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
25.06.2025|11:51
Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
20.06.2025|10:25
«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
16.06.2025|23:44
Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони


Партнери