Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
«Вместо колыбельных песен мы пели стихи»
Говоря о Хельге Патаки, невозможно определить одним словом, кто же она.
Потому что Хельга – писатель, музыкант, режиссёр, драматург и сказочник. А кто-то знаком с ней как с замечательным краеведом и экскурсоводом, автором проекта «Город наизнанку». Сегодня Хельга в гостях у «Папмамбука».
– Первый, традиционный вопрос «Папмамбука»: расскажи, пожалуйста, как ты научилась читать.
– Читать я научилась очень рано, года в три или в четыре. Хорошо помню то время, когда качала, укладывая спать, младшую сестру. Мне было, наверное, лет шесть, в школу точно еще не ходила. Моей обязанностью было проследить, что сестренка точно заснула. И я ногой ее кроватку качаю, а сама лежу с книжкой, читаю толстенный том из «Библиотеки приключений» – «Таинственный остров» или другое что-то. И так кайфую! Читаешь, смотришь: о, Машка спит, отлично.
Дома у нас всегда было очень много книжек, я и читала все, что попадется под руку. Когда была маленькой, совсем младенцем, мама все время уходила на работу. У нее не было возможности меня с кем-то оставить. И я оставалась одна. Мама рассказывает, что клала мне в кроватку бутылочки с водой и молоком, альбомы по искусству, книжки с картинками. Вот она положит мне три-четыре здоровых книжки и уходит работать. А я, значит, страницы переворачиваю, и как раз, когда все до конца переверну, мама уже возвращается. Часто в голове образы всплывают оттуда, из младенчества.
– Хельга, неужели ты книжки не рвала?
– Нет. У меня книжка никогда не вызывала желания ее порвать. Мне нравилось ощущение книги, ее запах.
– А любимые книжки у тебя какие были?
– Будете удивлены - «Пособие по наркологии» для медицинских училищ. Правда, я там только в истории про «слесаря П.» вникала, но книжка жутко нравилась. Еще многотомную «Большую медицинскую энциклопедию» рассматривать было интересно. Вообще больше любила справочники, хотя в детстве я не так много в них понимала. Еще однажды я решила «Большую Советскую энциклопедию» прочесть, все тома, начиная с буквы «А», когда влюбилась в одного умного мальчика.
– Сколько же тебе лет тогда было?
– Да я еще в школу не ходила!
– Скажи, пожалуйста, тебе родители вслух читали?
– Пели. У нас была традиция – вместо колыбельных песен мы пели книжки. То есть мы все стихотворные книжки клали на музыкальный мотив и пели вечерами. Например, сказку о глупом Мышонке до сих пор помню, потому что очень любила под нее сестру укладывать, всегда ей пела именно эту сказку. А прозу мы просто читали, очень много, именно вслух. Причем всей семьей по очереди. Допустим, мама чем-то занята, а я читаю ей. Потом она свои дела доделала – берет книжку и начинает читать дальше нам. Помню, что когда мы читали «Записки юного врача» Булгакова, я не хотела отдавать ей книжку, хотела сама все дочитать. И в детстве я сестре много вслух читала. У нас такая была семья, что родители работают, а дети все друг за дружкой присматривают.
В то время было много радиоспектаклей по книгам, и мы их всегда слушали с удовольствием.
– Хельга, ты часто общаешься с детьми: проводишь прогулки, даешь детские концерты. Скажи, пожалуйста, можно ли отличить читающего ребенка от нечитающего?
– Навскидку, по внешнему виду – нет, а в общении – да, конечно. У читающих детей и словарный запас побольше будет, и мозги по-другому устроены. То есть, когда они говорят, о чем-то рассуждают, то у них совершенно по-другому строится мысль.
– А важно, чтобы в группе, с которой ты работаешь, был читающий ребенок?
– Да и нет. Да – потому что дети всегда друг за дружкой тянутся. И если есть в группе хотя бы один читающий ребенок, то все от него новым делом заражаются. И уже какое-то внутреннее соревнование возникает. Нет – потому что моя педагогическая задача увлечь любого, даже самого не заинтересованного человека, поэтому этот вопрос не принципиален.
Просто у меня на прогулках почти не бывает детей, которые совершенно ничем не интересуются и ничего не хотят. Ключик к любому можно найти – дети очень любознательны, любопытны по своей природе. И если правильно их интерес направить, то все хорошо получается.
– То есть нужно уметь найти то, что их заводит?
– Конечно! Дети познают мир. Пробуют его на вкус. И они сами будут тебя доставать вопросами. Только разными, в зависимости от возраста и увлечений.
– С кем тебе проще работать, с малышами или с подростками?
– С подростками.
– Почему?
– Они уже больше знают. Малышам многое приходится объяснять, делать скидку на возраст. А с подростками говоришь, как со взрослыми. Хотя я и с маленькими говорю, как со взрослыми. Просто для того, чтобы маленькому объяснить, кто такой Иван Грозный, надо очень много времени потратить, а подростки уже более или менее это знают. Вот и вся разница. Но от подростков тоже можно узнать много интересного. Вообще начинать любой разговор надо с вещей, которые людям понятны. Если начать сразу грузить с места в карьер про барельефы и финтифлюшки какие-нибудь, они же не поймут. Им надо так объяснить, чтобы было все понятно.
– Расскажи, пожалуйста, как появилась идея ралли.
– Это долгая история! Идея ралли – не только моя, она еще принадлежит Ирине Балахоновой, главному редактору издательства «Самокат». Просто удачно сошлись звезды – я рассказала Ире свою идею, она ее немного дополнила со своей стороны и получился продукт. А вообще все началось с прогулок «Города наизнанку», потому что там все время возникают любопытные детские вопросы. Ралли – это отличный конспект наших детских экскурсий.
У нас ведь совсем необычный формат. Я не стою по полчаса возле одного дома так, как это делают другие: «Этот дом построен в 1836 году, 25 октября был сдан архитектором таким-то, а вот эта штука построена архитектором сяким-то...» Ведь через некоторое время у твоих экскурсантов в голове получится шикарный винегрет из дат, имен, фактов. Никто ничего не запомнит в итоге. Я предпочитаю поискать специальный подход к объекту и найти самый выигрышный ракурс для рассказа, а через это показать эпоху, исторических персонажей. Если мои байки записать на бумаге, то обязательно получится раллийный вопрос. Кстати, часто прогульщики сами задают вектор. Разница между этими проектами только в том, что на одну прогулку «Города наизнанку» я могу взять не больше тридцати человек, а серия «Городское Ралли» продается десятками тысяч экземпляров.
– Когда писалось «Ралли», ты ориентировалась на какой-то определенный возраст?
– Я себе представляла потенциального «прогульщика» – от восьми до пятнадцати лет. Хотя, конечно, все равно получилось шире.
– Эту книжку нельзя назвать книжкой-игрушкой. Как бы ты ее охарактеризовала?
– На коробочке же написано «Семейная игра-прогулка». Игра-прогулка для всей семьи. Это что-то необычное по формату просто. Поэтому наша серия почти не участвует в профессиональных конкурсах – ее просто не получается классифицировать.
– Скажи, пожалуйста, как ты пришла к краеведению, откуда у тебя это увлечение?
– Нас родители все время таскали по экскурсиям, потому что тогда это было доступно. Путевки покупали на Рождественке, в «Московском бюро путешествий и экскурсий» – так оно, кажется, называлось. Много ездили по разным городам, в семейном архиве куча фотографий из разных мест, где мы с сестрой совсем маленькие. Первая большая длительная поездка – на Кавказ – в четыре с половиной года. Да просто по Москве мы с родителями постоянно гуляли. В выходные или в теплые вечера, пешком от дома на Красную площадь, по центру, по переулкам, в родном районе Сокола, Аэропорта, Динамо.
Я заканчивала школу в год 850-летия Москвы, тогда проводилось очень много всяких краеведческих игр, конкурсов, олимпиад для школьников. А я к тому времени уже довольно неплохо город знала. И мы со школой участвовали в больших соревнованиях «Моя Москва», наша команда дошла до суперфинала на Красной площади. Это было очень круто. И очень многое краеведческое у меня как раз оттуда, из того школьного времени, когда была возможность читать больше книжек.
– Во время твоих поездок и на прогулках часто возникает разговор о Великой Отечественной войне. И видно, как эта тема тебе близка. Скажи, пожалуйста, насколько важно рассказывать детям о войне не сухо, не так, как в учебнике? И хорошо ли подростки с этой темой знакомы?
– Здесь даже два вопроса. Сначала о том, насколько это важно... В детстве я очень войны боялась. Мне бабушка-блокадница столько ужасов рассказывала. Например, про то, что ей было восемь лет, когда началась война. Я помню, когда мне исполнилось восемь лет, то в день 22 июня я вообще не могла уснуть всю ночь, плакала до рассвета, меня просто колотило. На самом деле, мое отношение к войне сложилось во многом из этих бабушкиных рассказов. Потому что у нее не было деления историй на детские и взрослые, она рассказывала про блокаду и войну нам всем одинаково, как бы вся семья прошла через это. То есть я с пеленок знаю, что бабушкиного младшего братика съели крысы, например. А уже взрослую меня в какой-то момент стало очень сильно беспокоить то, что теме Великой отечественной войны уделяется все меньше и меньше внимания на уроках в школе. А из-за этого современные подростки увлекаются идеями фашизма. Поэтому я не могу об этом молчать, надо говорить вслух! Но надо говорить не только о самой Великой Отечественной войне, а вообще о человечности. Во имя человечности человек со светлой чистой душой не пойдет воевать. Важно чтобы человек умел анализировать, мыслить, чтобы он попытался избежать этого горя всеми силами. Нет, понятно – воевать, когда ты Родину свою защищаешь от врагов, это совершенно другое. А напасть на кого-то такой человек, мне кажется, не сможет. Есть очень много важных вещей, которые только в детстве формируются. И если это осознание с детства не развивать, то потом, во взрослом состоянии, привить что-то будет очень тяжело. Это как научиться играть, допустим, на скрипке – в детстве проще, чем став взрослым человеком. Сколько у взрослого на обучение сил уйдёт… То же самое и с душой человеческой – если ее с детства не воспитывать, то она и вырастет недоразвитой.
Беседу вела Алёна Васнецова
Фото: pataki.ru
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії