Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Жираф, крокодил и «Золотой медведь»
Животные 62-го Берлинского кинофестиваля.
В близком к завершению конкурсе Берлинского кинофестиваля фильмы из Португалии и Индонезии с участием животных и людей, которые иногда оказываются очень похожи на представителей.
Несколько ожидаемых премьер еще впереди, но конкурс Берлинале близок к завершению. Приходится с горечью признать, что шедевров в программе не оказалось. Зато были любопытные нестандартные фильмы, и некоторые из них даже оказались в числе претендентов на «Золотого медведя».
Человек с псевдонимом Эдвин уже не в первый раз отвечает перед международной общественностью за современный индонезийский кинематограф. Его дебютный фильм «Слепая свинья, которая мечтает летать» несколько лет назад нашумел на фестивалях; в титрах второй полнометражной работы Эдвина, показанных в Берлине «Открыток из зоопарка», значатся все мировые фонды по поддержке молодого авангардного кино, от «Санденса» и Канна до Роттердама и Турина. Эдвин утверждает, что все, что можно увидеть в его картине, — лишь сны, которые снятся самому автору или придуманным им персонажам.
А приснилась режиссеру аутичная девушка, которая в детстве отбилась от родителей и с тех самых пор не нашлась, найдя приют в зоопарке Джакарты. Там она и живет, общаясь по преимуществу с тиграми, обезьянами, бегемотами и своей любимицей — одинокой жирафой. Пока в один прекрасный день на ее горизонте не появляется загадочный незнакомец — молчаливый красавец фокусник в ковбойской шляпе. Поддавшись соблазну, героиня покидает зоопарк и отправляется в большой мир, где до того ни разу не была...
Современная модификация истории Маугли или Тарзана при ближайшем рассмотрении больше напоминает сказки Григория Остера или Эдуарда Успенского — ничуть не теряя в обаянии, даже наоборот.
Из серии молчаливых зарисовок с участием задумчивых животных постепенно вырисовывается внятный сюжет: брошенная своим причудливым бойфрендом, героиня попадает в «Планету Спа» — огромный массажный салон, по сути, бордель. То, из чего любой режиссер так называемой новой русской волны сделал бы жгучую чернушную трагедию, в интерпретации Эдвина оборачивается абсурдистской комедией о том, как мало люди отличаются от зверей, а тюрьма — от родного дома. Вслед за тайцем Апичатпонгом Вирасетакуном индонезиец осваивает примитивистскую интуитивную режиссуру, которая так выигрышно смотрится на фоне амбициозных концепций коллег по конкурсу.
Одним фронтом с Эдвином выступает португалец Мигель Гомеш — модная и многообещающая фигура из узких артхаусных кругов (его документально-игровая картина «Наш любимый месяц август» произвела впечатление в Канне).
Бывший кинокритик и неутомимый экспериментатор, чьи фильмы не имеют друг с другом буквально ничего общего, в новой ленте«Табу» он также поставил на животное: это уже не жираф, а крокодил, причем не хищный, а «меланхолический», о чем закадровый голос сообщает в первых кадрах.
Эта рептилия — домашнее животное главной героини, своевольной красотки, живущей в далекой Африке в начале 1960-х. Девушку зовут Аврора, и это явная отсылка к творчеству гения немецкого экспрессионизма Фридриха Вильгельма Мурнау, как и название самой картины (у Мурнау есть фильмы «Табу» и «Аврора»). Есть в фильме и другие цитаты, хитрые и не очень, например, крокодил носит прозвище Данди. «Табу» Гомеша — черно-белый в первой половине, снятой на 35 мм, а во второй половине, где режиссер переходит на совсем уже архаичные 16 мм, еще и немой. Точнее, в нем нет диалогов — их подменяют реплики рассказчика.
Конечно, тот «Потерянный рай», который дал подзаголовок первой части фильма (и опять заимствование из Мурнау), есть не что иное, как ностальгия по иным временам кинематографа, значительно более жгучая и искренняя, чем в легкомысленном и расчетливом «Артисте».
Но главная ценность «Табу» не в формальной изысканности и знании назубок старого кино, а в том, что стилизация здесь применена как чистый прием, своеобразный язык. Лишь на нем можно без опасений говорить о романтических чувствах и страстях, канувших в былое и не поддающихся воскрешению, как и мнимая идиллия колониальной империи, каковой Португалия была еще полвека назад. Из скучного туманного Лиссабона наших дней, где в больнице умирает одинокая старуха по имени Аврора, так и не успевшая повидаться в последний раз с бывшим возлюбленным, Гомеш ныряет в парадиз условного и утопического мира у подножия выдуманной горы Табу. Обращая время вспять, он напоминает о функции кинематографа как магического искусства, а не социального инструмента — функции, которую на Берлинском фестивале используют единицы (и по преимуществу молодые).
Сейчас весь вопрос в том, как отнесется к этим изыскам президент берлинского жюри — основоположник «реализма кухонной раковины» Майк Ли: сочтет ли он печальных жирафов и погруженных в медитацию крокодилов достойными призовых «медведей».
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
