Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Почему в России плохо с оригинальным нон-фикшном?
На этот вопрос можно дать множество разных ответов — но есть один аспект, который редко обсуждается и который всплыл в связи с, опять же, шиффринской книжкой «Легко ли быть издателем».
Почва для интеллектуальных прорывов создается не только благодаря атмосфере в обществе — «брожению среды» — и гению самих авторов; есть еще кое-что: долгосрочные исследовательские проекты, в ходе реализации которых общество получает для обсуждения ту или иную новую идею в хорошо подготовленном виде.
Так вот, должны ли сами издательства спонсировать своих авторов нон-фикшна — притом что такого рода книги, в отличие от поэзии и даже прозы, фактически невозможно писать в свободное от основной работы время; ими нужно заниматься полный рабочий день; следует встречаться с людьми, работать в архивах, ездить, причем не только по России, но и по миру, добывать дорогостоящие (новые — которых часто просто еще нет в библиотеках) книги и т.д. Хороший — не тяп-ляп — нон-фикшн похож на строительство железной дороги в одиночку: быстро такие вещи не могут быть сделаны в принципе.
Одно дело заплатить некий гонорар за готовую рукопись — это понятная вещь, у вас товар, у нас купец. Но есть ли сейчас в России издательства, которые готовы не просто приобрести законченную вещь, а финансировать ее создание; месяцы, а то и годы спонсировать научную/изыскательскую деятельность «своего» автора?
А ведь именно так получаются выдающиеся нон-фикшны — как «No Logo» Наоми Кляйн, как «Физика будущего» Митио Каку, как «Гоморра», как «Восхождение денег» Фергюсона, да даже и как «Bonk» Мэри Роуч; книги, в которых та или иная проблема подвергнута глубокому и тщательному анализу, проницательному и строящемуся на опросах многих заинтересованных лиц и сложных логических построениях. Особенно если автор книги проповедует некие новаторские, неортодоксальные, оспаривающие нынешний порядок вещей идеи — или не проповедует, но рассказывает об их гипотетической привлекательности для общества. Хорошо, если вы математик и можете просто жонглировать формулами, — но обычно, чтобы написать приличный нон-фикшн, вам нужно взять несколько десятков интервью; и подумайте сами, сколько времени уходит всего лишь на их расшифровку. Читатели редко задумываются над этой нон-фикшнной кухней, но именно с интервью, с разговоров с экспертами начинаются многие хорошие книги.
И это — еще одна проблема, связанная с тем, что даже те издательства, которые могут быть причислены к независимым, на деле не выполняют одну из своих функций. Потому что, разумеется, вы никогда не дождетесь того, чтобы исследования автора нон-фикшна финансировал крупный издательский концерн: все понимают, что это бизнес, заточенный исключительно под прибыль и не нуждающийся в подобного рода долгосрочных проектах. И даже если концерн этот состоит из мелких «редакций», разумеется, никакая из них не сможет включить в свой бизнес-план долгосрочное спонсирование какого-то автора нон-фикшна.
В общем, нет реальных «инди» — нет и целого пласта литературы.
Лев Данилкин
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
