
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Почему в России плохо с оригинальным нон-фикшном?
На этот вопрос можно дать множество разных ответов — но есть один аспект, который редко обсуждается и который всплыл в связи с, опять же, шиффринской книжкой «Легко ли быть издателем».
Почва для интеллектуальных прорывов создается не только благодаря атмосфере в обществе — «брожению среды» — и гению самих авторов; есть еще кое-что: долгосрочные исследовательские проекты, в ходе реализации которых общество получает для обсуждения ту или иную новую идею в хорошо подготовленном виде.
Так вот, должны ли сами издательства спонсировать своих авторов нон-фикшна — притом что такого рода книги, в отличие от поэзии и даже прозы, фактически невозможно писать в свободное от основной работы время; ими нужно заниматься полный рабочий день; следует встречаться с людьми, работать в архивах, ездить, причем не только по России, но и по миру, добывать дорогостоящие (новые — которых часто просто еще нет в библиотеках) книги и т.д. Хороший — не тяп-ляп — нон-фикшн похож на строительство железной дороги в одиночку: быстро такие вещи не могут быть сделаны в принципе.
Одно дело заплатить некий гонорар за готовую рукопись — это понятная вещь, у вас товар, у нас купец. Но есть ли сейчас в России издательства, которые готовы не просто приобрести законченную вещь, а финансировать ее создание; месяцы, а то и годы спонсировать научную/изыскательскую деятельность «своего» автора?
А ведь именно так получаются выдающиеся нон-фикшны — как «No Logo» Наоми Кляйн, как «Физика будущего» Митио Каку, как «Гоморра», как «Восхождение денег» Фергюсона, да даже и как «Bonk» Мэри Роуч; книги, в которых та или иная проблема подвергнута глубокому и тщательному анализу, проницательному и строящемуся на опросах многих заинтересованных лиц и сложных логических построениях. Особенно если автор книги проповедует некие новаторские, неортодоксальные, оспаривающие нынешний порядок вещей идеи — или не проповедует, но рассказывает об их гипотетической привлекательности для общества. Хорошо, если вы математик и можете просто жонглировать формулами, — но обычно, чтобы написать приличный нон-фикшн, вам нужно взять несколько десятков интервью; и подумайте сами, сколько времени уходит всего лишь на их расшифровку. Читатели редко задумываются над этой нон-фикшнной кухней, но именно с интервью, с разговоров с экспертами начинаются многие хорошие книги.
И это — еще одна проблема, связанная с тем, что даже те издательства, которые могут быть причислены к независимым, на деле не выполняют одну из своих функций. Потому что, разумеется, вы никогда не дождетесь того, чтобы исследования автора нон-фикшна финансировал крупный издательский концерн: все понимают, что это бизнес, заточенный исключительно под прибыль и не нуждающийся в подобного рода долгосрочных проектах. И даже если концерн этот состоит из мелких «редакций», разумеется, никакая из них не сможет включить в свой бизнес-план долгосрочное спонсирование какого-то автора нон-фикшна.
В общем, нет реальных «инди» — нет и целого пласта литературы.
Лев Данилкин
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025