Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Детектив без правил

По-русски вышел второй роман от создателя легендарной «Девушки с татуировкой дракона» — книги, мировой тираж которой вплотную приближается к «Коду да Винчи».

Стиг Ларссон. Девушка, которая играла с огнём. М.: Эксмо, 2010.

Миллионные тиражи, права на экранизации, перевод на сорок языков мира, первое место в списке бестселлеров за минувший год... Европа сходит с ума. Издания пишут о неожиданном феномене доселе неизвестного писателя. Конечно, после не менее шумного явления какого-нибудь Дэна Брауна любой из вышеперечисленных фактов вызывает невольный скепсис. Однако детективы Стига Ларссона — тот редкий случай, когда саркастически ухмыляться и многозначительно мычать «Ну дааааа, всё понятно…» как-то не тянет.

О шведе Ларссоне известно не так уж много. Журналист, главный редактор антифашистского журнала, участник политических акций. Серия «Миллениум» — первый его литературный опыт, который он предложил на суд издательства Norstedts в 2004 году. В результате издатели заключили с Ларссоном контракт сразу на три написанные к тому моменту книги. Всего по замыслу автора цикл должен был включать 10 романов, однако 9 ноября 2004 года Стиг Ларссон внезапно умер в возрасте 50 лет от инфаркта, написав немногим более ста страниц четвёртой книги. Есть, правда, и более романтическая версия: писатель и журналист-правозащитник стал жертвой заказного убийства.

Как бы кощунственно это ни звучало, ранняя и загадочная смерть Ларссона сыграла не последнюю роль в ажиотаже вокруг его романов: из сферы пиара и маркетинга разговор о них сразу переместился в плоскость конструктивной оценки феномена безотносительно личности его создателя. Хотя, по правде говоря, издатели до сих пор не в состоянии объяснить себе и друг другу, почему именно детективы Ларссона обрели такую ураганную популярность по всему миру.

После триумфального успеха первой части, романа «Девушка с татуировкой дракона» (в оригинале «Мужчины, которые ненавидят женщин»), по-русски вышла и вторая часть цикла — «Девушка, которая играла с огнём». Герои обеих книг — журналист Микаэль Блумквист, занимающийся экономическими расследованиями в журнале «Миллениум», и девушка-хакер Лисбет Саландер — весьма странная, асоциальная и замкнутая особа, официально недееспособная и (на момент второй книги) безработная, но при этом обладательница многомиллионного состояния, добытого не вполне честным путём. Колоритнейшая пара.

Собственно, это первое, что отличает детективы Стига Ларссона от любого образца жанра. Здесь нет героев и злодеев. Вернее, злодеи, конечно, есть. А вот герои, наряду с живостью ума и человеческим обаянием, — и это нельзя не отметить с первых же страниц — обладают весьма подвижным моральным обликом. Особенно Саландер, которая, например, не видит проблемы в том, чтобы вести совершенно беспорядочный образ жизни, залезать в чужие компьютеры, красть деньги с чужих счетов, игнорировать правила хорошего тона и смело решать спорные вопросы силой. Это герои, живущие в собственной системе координат, по собственным, порой достаточно спорным, правилам. Герои, которые в своих человеческих проявлениях абсолютно понятны и убедительны, но при этом обладают «встроенной» способностью удивлять нас на каждой странице.

О собственно детективной интриге с равномерно распределёнными по ходу сюжета трупами говорить очень трудно. Первые 200 страниц Ларссон предпочитает посвятить чему угодно, только не завязке интриги. Так, в начале второй книги Лисбет Саландер уже несколько месяцев пребывает за границей, периодически переезжая с места на место, читает книгу по математике, ищет доказательство теоремы Ферма и присматривается к странной супружеской паре из соседнего номера, у которой явно не всё в порядке в отношениях. Микаэль Блумквист тем временем редко появляется в редакции и ведёт праздный образ жизни. Журнал «Миллениум» переживает пору расцвета и заключает договор с журналистом Дагом Свенссоном на серию статей о поставке секс-рабынь в Швецию. Подруга Дага Миа Бергман готовится защитить на ту же тему докторскую диссертацию. Этот факт уже, правда, имеет прямое отношение к сути собственно детектива — оба будут убиты, и обвинение неожиданно падёт на Лисбет Саландер. К расследованию подключится Блумквист — хочется сказать, убеждённый в её невиновности, однако это будет неправдой. В глубине души Блумквист, конечно, надеется, что Саландер не убивала его друзей, однако понимает, что она на это вполне способна.

Стиг Ларссон — писатель, который как никто другой умеет держать паузу, если, конечно, считать таковой нарочитое отсутствие резких телодвижений и ярких озарений: его герои за пару сотен страниц могут вовсе не продвинуться в расследовании дела, курсируя между равно тупиковыми версиями. Канонические законы детектива будто не для Ларссона писаны: за 200 страниц до финала он невзначай выбалтывает читателю, кто же убил и как было дело, в то время как герои продолжают блуждать во мраке неведения. Но — и это самое удивительное! — риск того, что даже после такого откровенного попрания святых детективных традиций читатель отложит книгу в сторону, стремится к нулю.

Вопросы занимательности, динамичности и непредсказуемости интриги Ларссона, похоже, вовсе не беспокоят. Он ведёт своё повествование подчёркнуто неспешно, охотно углубляясь в совершенно не обязательные предметы и характеры, прорисовывая взаимоотношения и с удовольствием набрасывая второстепенные сюжетные линии. Его детективы гораздо в меньшей степени устремлены к разгадке, куда больше его интересует сам процесс. Или же его отсутствие. И всё же, не впадая в грех спойлерства, можно со всей определённостью утверждать: мало какую книгу когда-либо ожидали так отчаянно, как будут ждать перевода третьей части российские поклонники Стига Ларссона. А уж о судьбе ста страниц недописанной четвёртой и подумать страшно.

Татьяна Трофимова  



Додаткові матеріали

25.01.2010|16:53|Події
Названо найпопулярнішого європейського письменника
12.01.2010|11:22|Події
Топ-10 січня від Ozon.ru
23.12.2009|12:30|Події
У Великобританії оголосили список книжок, які найчастіше купують на Різдво
17.12.2009|07:30|Події
Топ-10 грудня від Ozon.ru
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери