Електронна бібліотека/Проза

так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Завантажити

Пола всегда с благоговейным трепетом смотрела, останавливаясь, на мощь массивных колоннад, лестниц и каскадов фонтанов, представляющих собой истинность искусства.
Но ни дворец Шайо, ни дворец Токио не находился рядом с ее офисом. По глупой случайности именно самое нелюбимое здание изо дня в день маячило за ее окном, раздражая ажурными орнаментами стрельчатой башни, в фигурной
паутине которой вместо изысканности и легкости Поле виделись лишь закаменевшие кружева, найденные случайно на раскопках разрушенной вулканом Помпеи и водруженные сюда как напоминание о смерти.
«Подумать только, – сочиняла историю Пола, – однажды сотканные чьей-то искусной рукой,
полные жизни летящие узоры, попав под всеуничтожающую на своем пути массу пепла, превратились в каменные изваяния, а какой-то безумец, надеясь обмануть время, дал им вторую жизнь, воссоздав в новом архитектурном течении, чтобы благодарные потомки преклонили голову, дивясь величию человеческого духа и творчества».
И все же в искусстве каждому нравится свое.
Пола категорически не принимала пламенеющую готику, она не переставала об этом говорить, совершенно не обращая внимания на раздраженные замечания Жозефа по этому поводу.
– Пламенеющая готика – один из самых красивых стилей в архитектуре! Можешь ты это уяснить наконец! – возмущенно восклицал он всякий раз, слыша критику в адрес очередного здания, попавшего под словесный обстрел жены.
Но надо было очень хорошо знать Полу, чтобы понять, какие подлинные чувства испытывала
она к тем вещам, которые фанатично отрицала, и была ли истина в том отторжении, которое так ярко заявлялось…
Погрустив пару минут о том, что ее офис не находится где-то рядом с площадью Трокадеро,
тихо вздохнув, она отошла от окна. Отыскав на книжной полке среди множества изданий по
экономике и праву свою любимую книгу «Хроника трубадуров», Пола, ласково погладив затертую обложку, открыла наугад страницу под номером сто двадцать четыре и прочитала такие строки:
Ядовитой любовью терзается сердце,
Я в безумном огне адской страстью сгораю.
Даже если прогонишь, как лютого зверя,
Я вернусь, так и знай, без тебя умирая.
Можешь вслед проклинать,
Иль судить, иль роптать,
Но душа моя больше не в силах скитаться!
Лучше было б вовек мне тебя не встречать,
Да ведь разве судьбой нам дано выбирать?..
– Да ведь разве судьбой нам дано выбирать?.. – задумчиво прошептала Пола, уставившись на страницу.
Стихи и появление незнакомца странным образом воскресили призраки былого, а вместе с ними и стыд, давно подавленный, но вдруг возвратившийся смутным болезненным раздражением.
«Невероятно! Сколько раз я пыталась навязать свою любовь тому, кому она была совершенно не нужна! И все потому, что мне казалось, мои чувства, если они появились, обязательно должны быть взаимными».
Внезапно перед Полой приоткрылась дверь в прошлое и она увидела заплаканные, злые, не
готовые смириться с поражением глаза! Свои глаза!
«Он не может меня не любить, потому что я безумно люблю Его!»
И вот уже на руках кровь – беспомощные попытки уходом из жизни решить не решаемое.
– Твоя любовь страшна, невозможно сокрушительна. Она может уничтожить не только твоего любимого, но и твою душу! Я боюсь за тебя! – плакала мама, сидя у ее постели и прижимая к
сердцу изуродованную шрамами руку.
«Но как можно бояться любви?! Как можно бежать от таких чувств, которые, кроме нее, ни-
кто никогда не сможет подарить ЕМУ!» – много лет подряд задавала Пола себе один и тот же вопрос после очередной трагической связи.
И вот сейчас совершенно чужой человек словно ввел ее в зазеркалье, показал подлинную картину реальности.
«Все те, кого я любила, бежали от меня в испуге, испытывая раздражение от бесцеремонного
натиска безумца!» – пронеслось в голове. Потому что «насилие эротично лишь в той мере, в какой оно пробуждает желание, а не действует наперекор ему».
Мгновенно ей стал понятен истинный смысл неприязни к влюбленному безумцу! Враждебность крылась не столько в отрицании его мужских качеств, сколько в идентичности их с Полой характеров.
Навязчивое желание раскрыться объекту любви, доходящее до порока, необузданная болезненная жажда добиться взаимности во чтобы то ни стало любыми действиями, пусть даже унижением самого себя, – вот что делало их похожими, и как бы Пола ни кричала в сердцах «Я была такой, но теперь все по-другому!», гадкое чувство стыда, преследующее ее всю юность, червем прокралось в сердце. Тут же вспомнились слова из одной книги, прочитанной лет пять назад: «Необузданная, ничем не управляемая любовь, страсть, с которой невозможно совладать, становится положительным фактором, лишь попадая в русло взаимных отношений. В противном случае одержимый любовью человек, не получивший взаимности, начинает вызывать у объекта своего вожделения сначала снисхождение
или высокомерную нежность, а в итоге панический страх и полное отчуждение. Он становится
опасным даже не из-за способности совершить жестокость во имя достижения своих целей,
а просто как возмутитель



Партнери