
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Главное всегда остается на Земле
Быть писателем означает быть готовым и к одиночеству, и к забвению.
Brian Wilis Aldiss. An Exile on Planet Earth.
– Oxford, 2912. – 178 p.
Брайан Олдисс не нуждается в особых представлениях. Трудно перечислить, не сбившись, литературные награды крупнейшего английского писателя (пожалуй, у него нет только Букеровской и Нобелевской премий). Как остроумно замечено в предисловии к его последней книге, название которой переводится как «Изгнанник на планете Земля», «Олдисс – писатель, в течение своей творческой жизни создавший больше миров и эпох, чем мы с вами выпили чашек чая».
Это сборник эссе, традиционных для современной литературы Великобритании. Такая художественная форма позволяет Олдиссу объединить в одном материале биографические воспоминания, путевые заметки, литературоведческие изыскания. Этой книгой Олдисс отметил свой 87-летний день рождения. Он был месяц назад, в августе. А в таком возрасте каждый день рождения – юбилей.
Олдисс вспоминает о службе в годы Второй мировой войны в составе английских войск в Бирме, Малайзии, Индонезии, о возвращении домой после войны, о том, как он, без денег и связей, начинал новую жизнь. Работа продавцом в книжном магазине в Оксфорде, потом редактором в газете «Оксфорд мейл», первые публикации… Перед нами разворачивается литературная карьера Олдисса длиной более 60 лет и более 80 книг.
Успех и широта тематического диапазона книг Олдисса – свидетельство богатства его фантазии. Но не только – еще и подтверждение продуманности его отношения к профессии. Процитирую интервью, которое я взял у Олдисса накануне его 80-летия: «Награды сами по себе ничего не значат. Надо понимать, что быть писателем означает быть готовым и к одиночеству, и к забвению. Да, писателю необходимо обладать талантом и быть удачливым. Но еще надо иметь мужество, силу духа, а если их у тебя нет, никакие награды не помогут…».
Первый рассказ Олдисс написал в 8 лет, первая его книга вышла в 1957 году, а уже к середине 60-х он считался одним из ведущих фантастов Великобритании. Романы «Серая борода» (книгу называли в США «Повелителем мух» для взрослых), «Доклад о вероятности А», «Босиком в голове», трилогия о планете Хелликонии («Весна Хелликонии», «Лето Хелликонии», «Зима Хелликонии»), HARM вызывали не только восторг у многих читателей, но и немалые споры. Каждая новая книга Олдисса бывает не похожа на предыдущую («Его эксперименты не могут не разорить меня», – в комическом ужасе восклицал один из издателей писателя, – но почему-то каждый раз ему удается побеждать!»), кажется, что это новая Вселенная, рассказав о которой он движется дальше, словно торопясь побывать во всех мирах.
У нас Олдисса знают по преимуществу как фантаста, тогда как на родине он известен и как автор реалистических произведений, имевших большой читательский успех. В частности, Энтони Берджесс включил роман Олдисса «Жизнь на Западе» в число 99 лучших английских романов второй половины ХХ века. А роман Олдисса «Забытая жизнь» назван одной из самых значительных книг о Второй мировой войне, написанных в Великобритании.
Всю жизнь Олдисс поступает вопреки общепризнанному представлению о том, как надо вести себя писателю. Так, в 2005-м, в год 80-летнего юбилея, он не был занят «подведением итогов» (как назвал свою автобиографию Сомерсет Моэм), размышляя о прожитом и пережитом, но опубликовал либретто оперы (!) «Эдип на Марсе», книгу, радующую душу читателя литературным хулиганством, бодрым постмодернистским стебом.
О своей популярности Олдисс в книге «Изгнанник на планете Земля» пишет с присущей ему самоиронией – так, говоря о том, что роман «Теплица» около 40 раз (!) переиздавался в странах английского языка и переводился в других странах, он называет это «скромным успехом», причина которого просто в следовании национальной традиции романа путешествий.
Интересен рассказ об этом романе (идея его пришла к Олдиссу, когда он оказался после Второй мировой войны в ботаническом саду Калькутты и увидел там гигантскую индийскую смоковницу, похожую на оживший рисунок Сальвадора Дали). После выхода книги Олдисс подарил экземпляр Клайву Стейплзу Льюису, с которым в те годы познакомился. Льюису книга настолько понравилась, что он сам купил еще экземпляр и подарил его Джону Роналду Руэлу Толкину. Толкин прочел книгу и прислал Олдиссу теплое письмо. Спустя несколько месяцев Олдисс получил второе письмо от Толкина, в котором классик писал, что перечел книгу и получил еще большее удовольствие. Читая эти строки и думая о переписке, которая длится между Олдиссом и мною с 1988 года, я испытал удивительное ощущение: будто с его помощью через время и пространство общаюсь с Льюисом и Толкиным...
Олдисс вспоминает и о поездках в другие страны (страстный путешественник, он объездил полмира). Украшает эти рассказы юмор – например, рассказывая о поездке в Туркмению в 1994 году, Олдисс замечает: «В Туркмении живут мусульмане, но за 70 лет Советской власти они научились пить водку, как русские…».
Конечно же, больше всего пишет Олдисс о фантастике. В своих фантастиковедческих книгах и статьях Олдисс неизменно утверждает мысль, что научная фантастика – литература не идей, а людей, она говорит о человеческих и судьбах, и проблемах, но с помощью особого художественного языка. Как-то Олдисс, отвечая на вопрос, насколько его фантастика связана с окружающей писателя реальностью, произнес примечательные слова: «Мои книги – о человеческом горе, отчужденности, разочаровании, стойкости, способности идти на компромисс, о любви. Разве все это не достаточно реально?»
Выше всего Олдисс ценит в фантастике такое ее качество, как готовность к переменам, призыв к постоянному обновлению. Научная фантастика, по мнению писателя, – это литература перемен, они – вечная и главная тема этой литературы. Олдисс сопоставляет НФ и фэнтези, подчеркивая важное различие между ними. Фэнтези заканчивается тем, что зло побеждено и мир возвращается в то состояние, в каком он был изначально (в сущности, замечает Олдисс, это умеренная, охранительная концовка), тогда как в хорошей НФ-истории мир меняется. Независимо от того, побеждено зло в финале или нет, мир никогда не сможет стать прежним, и в этом писатель видит революционный характер научной фантастики.
Олдисс – писатель удивительно современный. Это видно и в книге «Изгнанник на планете Земля». Олдисс пишет о роли и предназначении художника в современном мире, о свободе художника – и одновременно о его ответственности перед обществом, осознании им полученного свыше дара. Потому-то, наверное, в книгу включено также и эссе, посвященное «Архипелагу ГУЛАГ» Александра Солженицына. Олдисс убежден, что «Архипелаг…» – «прекрасная и мужественная книга», не имеющая равных в истории мировой культуры, а Солженицын – один из величайших русских романистов.
Изгнанник на планете Земля – многослойный образ, возникающий в разных эссе сборника. Это писатель-фантаст, который творит иные миры, а потому может ощутить себя чужим в своем собственном. Это вообще художник, чья профессия требует одиночества, погружения в собственную душу. Это, наконец, любой человек, чувствующий свое онтологическое одиночество, разъединенность от других людей. Независимо от причин, вызывающих это чувство, оно, убежден Олдисс, неправильно: человек должен понимать, насколько прочно он связан с родной планетой, осознавать свою ответственность перед ее будущим. В сущности, не об этом ли говорил Иван Жилин, герой повести Стругацких «Стажеры»: «Главное всегда остается на Земле».
Владимир Гопман
Коментарі
Останні події
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва