Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

25.01.2012|23:38|"Труд"

Войнович на курице верхом

Знаменитый писатель, автор легендарного «Солдата Ивана Чонкина», выступил наоткрытии собственной персональной выставки вТеатральной галерее Музея имени Бахрушина наМалой Ордынке. Корреспондент «Труда» подивилась обманной легкости живописи этого художника снелегкой судьбой.

К Владимиру Войновичу на открытие выставки пришло столько знаменитостей, сколько встретишь не на каждом светском приеме. И это определило настрой вечера: большой писатель, большой художник, большой праздник.

Хотя сама выставка, устроенная Театральным музеем имени Бахрушина, вполнепо-домашнему вписалась в стены старинного особнячка в Замоскворечье. Картины - над лестницей, в двух залах на втором этаже. На первом - отдельная экспозиция, посвященная театру, с эскизами декораций и макетами к спектаклям по Войновичу «Солдат Иван Чонкин», «Есть ли жизнь на Марсе?», выполненными художниками Ириной Балашевич и Борисом Мессерером. Борис Асафович и взял первое слово: «Володя всегда противостоял власти в желании обрести творческую свободу. За ним гонялись органы, его травили, а он продолжал писать веселые рассказы. Рисовать начал для себя. Тоже весело. Радость от собственных картин - высшая награда художника».

Эстафету приветствий подхватил кинорежиссер Петр Тодоровский: «Володя рисует, чтобы нас поражать. Я был свидетелем того, как он на последние деньги покупал краски. Потому что фонтан творчества ударил, и он уже не смог его закрыть. Он художник особого доброго дарования».

Когда попросили выступить самого Войновича, он выбрал место под картиной Льва Толстого. Рассказал, что на самом деле это должен был быть Леонардо да Винчи, да по ходу работы сложился Толстой. Такая метаморфоза получилась. Посчитал, что рисует уже 18 лет.

«Зачем, спросите. Хочется. Живопись - очень радостное искусство. Меня часто спрашивают: зачем рисуете, если хорошо пишете? Отвечаю: некоторые очень хорошо готовят еду, - а ведь еще и пишут книги. Еще спрашивают, почему я говорю: рисовать картину, а не писать. Да потому что я пишу книги! Рисовать - это другое занятие! И прошу вас, называйте меня наивным художником, но только не примитивным! Наивность - это подлинность. Примитивность - сами знаете что...»

И вот перед нами - наивные образы наивного художника. Портреты - живые, насмешливые, полнокровные. Много узнаваемых персонажей. Представлена жена Светлана - она его муза. Дочери Ольга, Мария. Смотрят с картин доверчиво, открыто.

Владимир Войнович рисует сериями, впадая в периоды «дам с собачкой», «петухов и куриц», «обнаженных», «друзей», «натюрмортов». Все весело и просто. Но это только видимость. Вглядитесь, какой грустью пропитаны пейзажи, особенно зимние, где в заснеженном пространстве «тонет» человек. А в куриных изображениях кроется, не смейтесь, социальная боль, даже протест. Ведь художники, образно говоря, предпочитают брать в модели величественных лебедей, или грациозных чаек, или магических воронов, но никак не бездумных куриц - жертв нашего пищеварения. Отдавая дань этим безвестным мученицам, Войнович изображает себя, возвращающегося из эмиграции верхом на белой курице, как на скакуне...

Стоит обратить внимание на совсем недавние работы художника, датированные 2011 годом. Герой этих полотен - Ильич, вождь всех трудящихся. Но показан он, понятно, не в привычных славильных канонах. «Ленин перед трудящимися» - видна обезумевшая толпа, с выпученными глазами, звериным оскалом. Фигура самого вождя - размытый образ, ускользающий авторитет. На картине «Пойдем лучше с нами, дяденька» Ильича тащат в небо две девицы - понятно, какого «рабочего» поведения.

Вот такая живопись у писателя Войновича - легкая, но только на вид. Какая и должна быть у художника с нелегкой судьбой.

Дина Радбель



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери