Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

25.01.2012|23:38|"Труд"

Войнович на курице верхом

Знаменитый писатель, автор легендарного «Солдата Ивана Чонкина», выступил наоткрытии собственной персональной выставки вТеатральной галерее Музея имени Бахрушина наМалой Ордынке. Корреспондент «Труда» подивилась обманной легкости живописи этого художника снелегкой судьбой.

К Владимиру Войновичу на открытие выставки пришло столько знаменитостей, сколько встретишь не на каждом светском приеме. И это определило настрой вечера: большой писатель, большой художник, большой праздник.

Хотя сама выставка, устроенная Театральным музеем имени Бахрушина, вполнепо-домашнему вписалась в стены старинного особнячка в Замоскворечье. Картины - над лестницей, в двух залах на втором этаже. На первом - отдельная экспозиция, посвященная театру, с эскизами декораций и макетами к спектаклям по Войновичу «Солдат Иван Чонкин», «Есть ли жизнь на Марсе?», выполненными художниками Ириной Балашевич и Борисом Мессерером. Борис Асафович и взял первое слово: «Володя всегда противостоял власти в желании обрести творческую свободу. За ним гонялись органы, его травили, а он продолжал писать веселые рассказы. Рисовать начал для себя. Тоже весело. Радость от собственных картин - высшая награда художника».

Эстафету приветствий подхватил кинорежиссер Петр Тодоровский: «Володя рисует, чтобы нас поражать. Я был свидетелем того, как он на последние деньги покупал краски. Потому что фонтан творчества ударил, и он уже не смог его закрыть. Он художник особого доброго дарования».

Когда попросили выступить самого Войновича, он выбрал место под картиной Льва Толстого. Рассказал, что на самом деле это должен был быть Леонардо да Винчи, да по ходу работы сложился Толстой. Такая метаморфоза получилась. Посчитал, что рисует уже 18 лет.

«Зачем, спросите. Хочется. Живопись - очень радостное искусство. Меня часто спрашивают: зачем рисуете, если хорошо пишете? Отвечаю: некоторые очень хорошо готовят еду, - а ведь еще и пишут книги. Еще спрашивают, почему я говорю: рисовать картину, а не писать. Да потому что я пишу книги! Рисовать - это другое занятие! И прошу вас, называйте меня наивным художником, но только не примитивным! Наивность - это подлинность. Примитивность - сами знаете что...»

И вот перед нами - наивные образы наивного художника. Портреты - живые, насмешливые, полнокровные. Много узнаваемых персонажей. Представлена жена Светлана - она его муза. Дочери Ольга, Мария. Смотрят с картин доверчиво, открыто.

Владимир Войнович рисует сериями, впадая в периоды «дам с собачкой», «петухов и куриц», «обнаженных», «друзей», «натюрмортов». Все весело и просто. Но это только видимость. Вглядитесь, какой грустью пропитаны пейзажи, особенно зимние, где в заснеженном пространстве «тонет» человек. А в куриных изображениях кроется, не смейтесь, социальная боль, даже протест. Ведь художники, образно говоря, предпочитают брать в модели величественных лебедей, или грациозных чаек, или магических воронов, но никак не бездумных куриц - жертв нашего пищеварения. Отдавая дань этим безвестным мученицам, Войнович изображает себя, возвращающегося из эмиграции верхом на белой курице, как на скакуне...

Стоит обратить внимание на совсем недавние работы художника, датированные 2011 годом. Герой этих полотен - Ильич, вождь всех трудящихся. Но показан он, понятно, не в привычных славильных канонах. «Ленин перед трудящимися» - видна обезумевшая толпа, с выпученными глазами, звериным оскалом. Фигура самого вождя - размытый образ, ускользающий авторитет. На картине «Пойдем лучше с нами, дяденька» Ильича тащат в небо две девицы - понятно, какого «рабочего» поведения.

Вот такая живопись у писателя Войновича - легкая, но только на вид. Какая и должна быть у художника с нелегкой судьбой.

Дина Радбель



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»
05.04.2025|10:06
Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
05.04.2025|10:01
Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
05.04.2025|09:56
Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію


Партнери