Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Оксана Забужко: Поездка в Донецк для меня экзотичнее, чем командировка в Париж
19 ноября известная украинская писательница Оксана Забужко посетила Донецк. Встреча с читателями состоялась на территории бывшего завода изоляционных материалов в Буденновском районе - в Центре культурных инициатив «Изоляция».
«Знаете, в Европе заброшенные дома и заводы - писк моды, - рассказала «ДН» Оксана Забужко. - Там устраиваются инсталляции и перфомансы. Считается, что именно на развалинах должно жить настоящее искусство».
На пресс-конференции Оксана Забужко рассказала о том, какое впечатление произвел на нее Донецк, какие города оказывают наибольшее влияние на культуру Украины, о секрете своего успеха и о многом другом.
Впервые в Донецке
- Оксана, это ваш первый визит в наш город?
- В Донецке я была еще в детстве проездом, а вот в сознательном возрасте я у вас впервые. Если честно, то поездка в Донецк для меня экзотичнее, чем командировка в Париж. У вас же даже метро нет, а это для города-миллионика непростительно! Когда я говорила, что еду в Донецк, люди испытывали вначале легкий шок, а потом говорили: «Приедешь -расскажешь!»
- О чем расскажете своим друзьям?
- Обязательно расскажу, что у вас приятные, приветливые люди, никто не кусается, а вот некоторые достопримечательности - настоящий монументальный китч! Взять хотя бы Парк кованых фигур или золотой памятник Анатолию Соловьяненко! Этот памятник мне напомнил мимов, которые покрывают тело золотой или серебряной краской и разгуливают по крупным городам в Рождество. Парк кованых фигур с его огромными мухами, мячами с ангелами, драконами - это верх безвкусицы!
А вот что меня приятно удивило, так это памятник Терминатору (памятник Артему в Святогорске. - Прим. ред.) и сам Святогорский монастырь. Но экскурсии по святым местам проводят не профессиональные гиды, а люди с улицы. Они держали в руках методички и постоянно задавали мне вопрос: «Вы православная?» Но ведь это мое личное дело, я не обязана об этом отчитываться.
Неприятное впечатление произвели и надписи: «Не садится!», «Положить на место!» - от них веет советским диктатом. Вроде бы мелочь, но
она имеет большое значение, словно приказывает украинцам: «Лежать, бояться!» А ведь это язык, который использует власть в общении с народом. И это признак морального кризиса. Там, где есть такие надписи, там нет свободы и уважения.
- Как-то вы признались, что не считаете Донецк культурным городом. Сейчас ваше мнение изменилось?
- В некотором смысле да. Я увидела у вас отличный индустриальный пейзаж, который можно использовать как промзону или как галерею современного искусства. В Западной Европе сейчас развалины старых покинутых домов пользуются бешеной популярностью. Это идеальное место для финала фильма ужасов, однако там устраивают инсталляции, перфомансы, выставки картин и фотографий.
- А какие города оказывают наибольшее влияние на культуру Украины?
- В последние два года сформировалась культурная ось Киев - Львов -Харьков, где читают мои книжки, где ждут Оксану Забужко с презентацией книги. Там проходят литературные вечера, культурные собрания, фестивали, как в Берлине, Париже, Лондоне. В этих городах на книжных полках множество произведений украинских писателей. Там культурный пульс прощупывается очень хорошо.
- Оксана, было время, когда вы активно интересовались политической жизнью страны. Каково ваше отношение к политике в целом и к нынешней власти в частности?
- Мне сразу же на ум приходят слова Жванецкого: «На вопрос: как вы относитесь к гомосексуалистам? - я отвечаю: «Я к ним не отношусь». Я уже не раз говорила, что мои отношения с политикой никакие. Донецкие завоевали Украину, но, как мне кажется, они чувствуют себя довольно неуверенно. Как говорила одна российская актриса: «Режиссеры приходят и уходят, а Малые театры остаются!» Так вот, несмотря на то, какие лица мелькают в телевизоре, Украина будет жить.
- Неужели во время поездок по городам Украины вам не удается встретиться с мэрами или помощниками, чтобы внести свою лепту в культурный облик города?
- Главная цель моих поездок - встреча с читателями, а вот видеть местных управленцев нет ни времени, ни желания. В этом плане меня многому научил 2005 год, когда эйфория от «оранжевой революции» была еще ощутима. Тогда было много круглых столов, конференций, был даже случай, когда президент собрал самых ярких представителей интеллигенции и записывал в блокнот все, что мы говорили.
Еще тогда я сказала о культурной катастрофе, когда со стадионами все в порядке, а вот дома основателей городов в полуразрушенном состоянии. Я привела в пример Финляндию. Там каждый камешек очищен и огражден, а что ни улица -то музей. Так финны бережно относятся к своей истории. А у нас «козы в золоте», а вокруг все рушится.
Я говорила о том, что в Украине есть масса исторических достопримечательностей - от Херсонеса до средневековых замков. Можно было бы их использовать, чтобы развивать туризм, и неплохо на этом зарабатывать. Но чего я добилась? Министерство культуры переименовали в Министерство культуры и туризма. Вот это называется «разговор с властями».
«Я никогда не ставила себе цели стать популярным автором»
- Оксана, многие считают, что неподготовленным людям лучше держаться подальше от ваших книг. Чтобы понять их, нужно как минимум знание иностранных языков, мифологии, зарубежной литературы. Не возникает желания стать проще?
- Другими словами, почему я так гружу читателей? Я никогда не ставила себе цели стать популярным автором. Я хотела стать хорошим писателем и поделиться своими мыслями с другими людьми. Во время написания книги я не задумываюсь о том, как ее воспримет потенциальная аудитория. Я считаю так: кого пробьет, достанет, заинтересует определенное слово, тот и сам докопается до его истинного значения. По логике вещей я бы и не должна быть одним из самых продаваемых авторов, но так получается, что мои книги читают и любят, причем не только продвинутые студенты филфаков.
- Как вы считаете, в чем ваш секрет успеха?
- За 15 лет своей писательской карьеры я убедилась в том, что мои книги прочитываются на разныхуровнях. Одни выхватываютэкшн и не понимают, для чего я «растекаюсь мыслью по древу». Другим подавай подробный философский расклад, мое видение проблемы, жизненной ситуации. А вот я стараюсь подобрать словесный ключ, вывести формулу словесной магии, которая очарует читателя. Нужно незаметно втянуть человека в свою книгу, и тогда он будет читать ее без остановки, причем неважно, что водном предложении ему будет непонятны три-четыре слова, главную идею он уловит.
- Оксана, одна из ваших ипостасей - защитница аристократических традиций. Как вы считаете, возрождение этих традиций возможно в современной Украине?
- Я сама не особо задумываюсь о том, как себя позиционировать. Я считаю, что тема памяти как часть идентичности человека, народа, города очень важна. Весь деструктивный пафос XX века был направлен на уничтожение памяти, уничтожение человека. Сегодня телевидение и Интернет предлагают нам жизнь в стиле digital, когда нам выдают информацию по капле и говорят, что именно эта доза самая правильная, нам задают рамки, за которые выходить строго запрещено. На самом же деле вокруг огромное информационное поле. Я думаю, чем больше мы будем знать о своем прошлом, тем больше вероятность, что мы избежим ошибок в будущем
Елена Краснова
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року