Re: цензії

23.01.2025|Ігор Чорний
Жертва не винна
20.01.2025|Олександра Салій
Пароль: Маньо
16.01.2025|Ігор Чорний
Бориславу не до сміху
09.01.2025|Богдан Смоляк
Подвижництво, задокументоване серцем
07.01.2025|Тетяна Качак, м. Івано-Франківськ
Володимир Полєк – жива енциклопедія
03.01.2025|Віктор Вербич
Обітниця Олександра Ковча: «Любити, вірити, чекати»
02.01.2025|Галина Максимів, письменниця
Про вибір ким бути: ножицями чи папером
31.12.2024|Михайло Жайворон
Між рядками незвіданих тиш
31.12.2024|Галина Максимів, письменниця
Подорож, яка змінила світ на краще
30.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Femina est…

Літературний дайджест

Мои лауреаты 2009 года. Критика — это критика

Литература online. Лучшие романы, повести, рассказы, книги non-fiction от Сергея Белякова.

Итоги-2009. Никогда ещё могущество литературной критики не было столь зримо. Премию для критиков разделю между ветеранами победоносной тереховской кампании. Художественный образ сильнее логики научного исследования, поэтому «Сад» Олега Ермакова стоит знаменитой монографии Хантингтона.

В новом выпуске «Литературы online» от Сергея Белякова итоги литературного года: лучшие романы, повести, рассказы, книги non-fiction. Специальные призы критикам и позор года.

1. Лучший роман

Роман Сенчин. Елтышевы.

Шорт-лист

Евгений Каминский. Легче крыла мухи. СПб.: Блиц, 2009.

Альберт Лиханов.  Слётки.

Олег Павлов. Асистолия.

Я уже называл «Елтышевых» событием весны-2009. Сейчас очевидно — это событие 2009 года.

Не просто хороший русский реалистический роман, но книга, исключительно важная для нашего общества. Автор «Елтышевых» вошёл в первый ряд современных русских прозаиков.

Романы Лиханова и Каминского выгодно отличаются от многих финалистов престижных премий, потому что их интересно читать.

Уже давно остросюжетную прозу у нас перевели в департамент массовой литературы. И напрасно. Роман Евгения Каминского скажет о 90-х не меньше, чем «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича. При этом роман Каминского увлекательнее.

Лиханова сейчас читают только подписчики «Нашего современника». А ведь «Слётки» — серьёзный роман о противостоянии русских жителей небольшого городка и переселенцев с юга. Нет здесь ни ксенофобии, ни прямолинейного противопоставления «хороших» русских «плохим» кавказцам. Но есть тревожное ощущение опасности, беды.

О романе Олега Павлова см. рецензию Натальи Анико.

2. Лучшая повесть

Сергей Дурылин. Сударь кот // Москва. 2009. № 2.

Шорт-лист

Марина Палей. Под небом Африки моей.

Игорь Фролов. На пересылке. Главы из семейной хроники.

Ульяна Гамаюн. Безмолвная жизнь со старым ботинком.

Михаил Назаренко. Остров Цейлон.

Дмитрий Шеваров. Петрофит.

Сергей Солоух. Рыба Сукина.

Александр Кабаков. Дом моделей.

Шорт-лист огромный, потому что выбрать трудно: слишком богат был 2009 год на хорошие повести. Кабаков и Солоух подтвердили свой профессионализм. Последнего и надо бы выделить, ведь он владеет слогом не хуже самого Набокова, но отталкивает авторский имморализм. История о том, как опекун и «зеленоглазая нежная тётя» использовали больного мальчика для воплощения своих сексуальных фантазий, не может, не должна получить премию.

Марина Палей, подобно Ивану Карамазову, мира Божьего не принимает, но не принимает отнюдь не по-карамазовски. Здесь, увы, вспоминается другой герой Достоевского. Поэтому не стану я награждать её повесть.

Впрочем, у Марины Палей хорошие шансы на премию имени И.П. Белкина. Благо пишет она намного лучше, чем их прошлогодний лауреат.

О повести Игоря Фролова я писал недавно.

Жаль, что как-то незаметно прошла повесть Дмитрия Шеварова. Совершенно не походит на обычную постперестроечную армейскую прозу. Привлекают интригующий сюжет и симпатичный чудаковатый герой.

Украинцы Ульяна Гамаюн и Михаил Назаренко для меня — открытия года. Уж не появилась ли в нашей литературе новая южная школа?

Если Гамаюн написала изящную повесть — воспоминание о детстве, то Назаренко предложил читателям «Нового мира» шпионскую историю о Чехове, попавшем на Цейлоне в разработку английских спецслужб.

Но главную премию я вручаю архивной публикации. Редкий подарок из прошлого русской литературы. Привлекает не только язык (замечательный!), не только ушедшая натура (купеческий и монастырский быт). Ценнее всего христианский гуманизм, почти ушедший из нашей «высокой» словесности. Любовь к Богу и земной жизни, к человеку и ко всякому живому существу.

3. Лучший рассказ

Олег Ермаков. Сад.

Шорт-лист

Олег Ермаков. Сон Рахматуллы .

Олег Ермаков. Один.

Олег Ермаков. Вечный солдат.

Для меня литературный год начался «Блокнотом в чёрной обложке» Олега Ермакова. Окончился его же рассказом «Вечный солдат».

В этом году у Олега Ермакова нет конкурентов. Так иногда случается в спорте. Выдающийся атлет оставил соперников далеко позади. Теперь он соревнуется лишь со стрелкой секундомера или с тяжестью штанги.

Признаться, от Ермакова я подобного не ожидал. Некогда прославился он афганской прозой. Теперь её не слишком-то помнят. Научился писать как добротный толстожурнальный автор: напечатать можно, читать — трудно.

Новые рассказы из не изданной пока что книги «Арифметика войны» — нечто совершенно другое. Почти все достойны премии им. Юрия Казакова. Ермакову не могут её не вручить. У него сейчас просто нет конкурентов.

Главным претендентом на Казаковку называют «Вечного солдата». Отличный рассказ. Но мне больше нравятся «Сон Рахматуллы» и «Сад».

Как будто тема и не нова — «Запад есть Запад, Восток есть Восток», но исполнение потрясающее. Первоклассная психологическая проза. Тонко, умело Ермаков создаёт ощущение тревоги, страха, незащищённости в чужом мире, где ты не знаешь ничего, мало что видишь, мало что понимаешь, зато врагу виден как на ладони.

Художественный образ сильнее логики научного исследования, поэтому «Сад» стоит знаменитой монографии Хантингтона о столкновении цивилизаций.

4. Лучшая публикация non-fiction

Пять лауреатов:

Андрей Балдин. Протяжение точки: Литературное путешествие. Карамзин и Пушкин.

Алла Марченко. Ахматова: жизнь.

Борис Романов. Вестник, или Жизнь Даниила Андреева. Биографическое повествование // Москва. 2009. № 3—5.

Лидия Чуковская. Из дневника. Воспоминания.

Юрий Щеглов. Романы Ильфа и Петрова. Спутник читателя.

Выбрать одну из этих книг невозможно, научная биография Ахматовой, эссе по истории русского литературного языка, дневниковые записи Лидии Чуковской, биографическое повествование о жизни Даниила Андреева и путеводитель по романам Ильфа и Петрова несопоставимы. Трудно найти критерий оценки. И не нужно. Главное — не пропустить, прочитать эти книги.

О книгах Балдина, Марченко и Романова я уже писал. О Чуковской и Щеглове ещё напишу.

5. Специальный приз имени Эрнесто Че Гевары: писателю-революционеру

Олег Лукошин. Капитализм. Повесть-комикс.

Настоящих революционеров у нас мало. Писателей-революционеров — тем паче. Хороший писатель-революционер — всего один.

6. Лучшие критики

Лев Данилкин и Виктор Топоров.

Когда-то школьники изучали книги программных классиков по предисловиям. Сейчас методы изменились, да и новые книжки выходят без предисловий и комментариев.

Работа наших литературных академиков напомнила мне о тех старых школьных методах «скорочтения». Только вместо предисловий — рецензии критиков.

Никогда ещё могущество литературной критики не было столь зримо. Премию для критиков разделю между ветеранами победоносной тереховской кампании. Доказали-таки и литературной общественности, и себе самим, что графоман Александр Терехов написал настоящую «Большую книгу».

7. Позор года — Бунинская премия Александру Проханову

Осенние премии принесли разочарования. С творчеством лауреата «Ясной Поляны» не знаком, но почти всех финалистов «Букера» и «Большой книги» я прочитал. И мнение своё высказал. Повторять не стану.

Но один случай всё-таки не могу забыть. Бунинскую премию вручили Александру Проханову.

Я всегда защищал Александра Андреевича от нападок либералов. И сейчас готов доказывать, что «Идущие в ночи» и «Чеченский блюз» — лучшие современные романы о войне. Полагаю, что в 2005 году жюри «Букера» несправедливо обошло «Надпись».

А прохановские передовицы просто уникальны. Ничего подобного не было и нет в истории русской журналистики и русской литературы. Я бы с удовольствием учредил специальную премию, чтобы наградить автора передовицы «По молитвам старцев сгорело Останкино».

Но как можно вручать ему премию, названную в честь тонкого стилиста, сноба, человека с безупречным вкусом и, наконец, непримиримого врага советской власти?!

Что раньше потеряли организаторы Бунинской премии: вкус, стыд или разум?

Сергей Беляков, Екатеринбург  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

22.01.2025|11:18
Англійське чаювання з Генрі Маршем: говоримо, мотивуємо, донатимо
22.01.2025|11:16
«Інше життя» від Христини Козловської вже в книгарнях-кав’ярнях та на сайті
22.01.2025|09:24
«Основи» перевидають фотокнигу balcony chic Олександра Бурлаки, доповнену фотографіями з 2022–2024 років
20.01.2025|10:41
Розпочинається прийом творів на VІI Всеукраїнський конкурс малої прози імені Івана Чендея
17.01.2025|11:04
Топ БараБуки: короткий список найкращих дитячих і підліткових видань 2024 року
15.01.2025|10:48
FRANKOPRIZE 2025: Комітет розпочав прийом заявок
12.01.2025|20:21
Філософські есе Олега Кришталя крізь призму відгуків
12.01.2025|08:23
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Красне письменство»
11.01.2025|21:35
«Де моє хутро»: історія про силу прийняття вперше презентували у Львові
11.01.2025|09:00
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Софія»


Партнери