
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
А теперь на нас тигр набрасывается
Хорошие и очень хорошие итоги уходящего литературного года.
Закончился еще один год. Ну, по календарю еще не закончился, но литературные итоги более или менее ясны. Хорошие и очень хорошие.
Из хорошего (или плохого, зависит от точки зрения): писатели пишут, издатели издают. И даже читатели, как ни странно, что-то еще читают. Мы, например, свой читательский выбор сделали – по традиции, в конце этой статьи опубликован список из 50 лучших, по нашему мнению, книг. 25 – художественных, 25 – в жанре non-fiction. Надеемся, и по итогам следующего года он будет не меньшим. И в послеследующем. И в послепосле…
Сразу скажем: Виктора Олеговича Пелевина, которого на днях признали самым влиятельным интеллектуалом России, в нашем списке, увы, нет. Как и в прошлом году. Не хотелось бы, чтобы это стало недоброй традицией, но тем не менее: роман «Т» в 50 лучших произведений не вошел. Как и другие нашумевшие произведения года – набоковская «Лаура и ее оригинал», «Околоноля» сами-знаете-кого и др. Шум шумом, а литература литературой.
В этом году в отличие от предыдущих мы включали в список только отечественных авторов. Не включали в список и переиздания классиков вроде предпринятого издательством «Время» 8-томного собрания сочинений Андрея Платонова и 30-томного собрания сочинений Александра Солженицына.
Помимо лучших книг есть лучшие из лучших. Если считать 50-книжный список нашим лонг-листом, а шорт-листом – книги, отобранные в этот номер в разделы «Поэзия», «Проза», «Non-fiction» и «Концепции», то должны быть и абсолютные чемпионы в каждой номинации. Коллективный выбор редакции «НГ-EL» получился таким:
Поэзия-2009: Всеволод Емелин. Челобитные.
Проза-2009: Олег Разумовский. Веселые картинки.
Non-fiction-2009: Андрей Балдин. Протяжение точки. Литературные путешествия. Карамзин и Пушкиня.
Концепция-2009: Владимир Мартынов. Пестрые прутья Иакова.
При этом каждый из нас, разумеется, с таким выбором категорически не согласен и имеет свое мнение.
Которое вы узнаете в одном из ближайших номеров «НГ-EL» следующего года.
* * *
Теперь, увы, о грустном: в 2009 году от нас ушло много писателей. Поэтов, прозаиков, публицистов, самых разных, но перед смертью все равны. Назовем хотя бы тех, кто вспомнился сразу:
Василий Аксенов, Игорь Блудилин, Виктор Боков, Петр Вайль, Георгий Вайнер, Юрий Влодов, Михаил Генделев, Вильям Козлов, Михаил Кононов, Лев Лосев, Артур Медведев, Александр Межиров, Сергей Михалков, Всеволод Некрасов, Еремей Парнов, Алексей Парщиков, Юрий Петухов, Михаил Поздняев, Валерий Прокошин, Александр Пятигорский, Егор Радов, Евгений Сабуров, Наталья Трауберг, Лев Устинов, Вадим Цымбурский, Савва Ямщиков…
* * *
Хотя писатели не только умирали, но и рождались. Одного из таких новорожденных зовут Гулла Хирачев: неожиданно для многих, в том числе и для нас, сотрудник «НГ-EL» критик Алиса Ганиева выступила в новой ипостаси – в качестве прозаика. Под псевдонимом. И очень удачно: ее повесть «Салам тебе, Далгат!» победила в номинации «Крупная проза» молодежной литературной премии «Дебют».
Что касается других, более крупных премий вроде Русского Букера или «Большой книги», здесь тоже все получилось хорошо. И в денежном отношении награды не уменьшились, несмотря на кризис. И писатели, достойные этих премий, неожиданно отыскались. А то ведь по-разному могло быть – например, встает жюри (в случае с «Большой книгой» – 100 с чем-то человек) и объявляет: извините, дорогие писатели, но в этом году никто из вас «большую книгу» не написал. Скандал? Скандал! Но ведь обошлось. Все награды нашли своих героев. Герои довольны. И не только они, но (что совсем уже невероятно) даже критик Виктор Топоров. А вот один из лауреатов премии Андрея Белого взял и отказался от положенных ему одного рубля, одного яблока и одной бутылки водки (такова материальная составляющая этой премии). Правда, не потому, что считает себя недостойным высокого имени Белого, а по причине конфликта между организаторами. Да и не было, кажется, еще такого случая, чтобы кто-то из лауреатов награды имени какого-нибудь классика – Пушкина, Лермонтова, Толстого, Бунина etc. – публично заявил, что премию принять не может именно потому, что не дорос… Нет, все считают себя достойными наследниками высоких классических традиций. Так что за будущее нашей литературы можно не беспокоиться. И в следующем году. И в послеследующем. И т.д.
* * *
Несмотря на обилие призов, вручаемых за фантастическую литературу («Роскон», «Интерпресскон», «Аэлита» и др.), уходящий год был отмечен полной компрометацией самого слова «фантастика». Уже в прошлом и позапрошлом году, услышав это «нехорошее», не принятое в приличном обществе слово, брезгливо кривились серьезные литераторы, а теперь от него отказались уже и издатели, которые сами же и сделали из него полное позорище. Они выхолостили из фантастики все, что хоть как-то могло напоминать художественность, и превратили в товарный знак. А теперь, когда он оказался скомпрометирован, от него отказались. В уходящем году книги всех лучших российских писателей-фантастов – и Михаила Успенского, и Евгения Лукина, и Андрея Лазарчука, и Марии Галиной – вышли без единого упоминания слова «фантастика». А для харьковчан Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди, даже открыли специальную серию, в которой будут переиздаваться их старые, конечно же, фантастические романы, но уже без упоминания «нехорошего» слова. В 80-е годы фантастику называли «Золушкой от литературы», двухтысячные стали ее балом, на котором над бедняжкой надругались и сами же выставили за дверь, сказав, что не имеют дел с падшими женщинами...
* * *
Однако в целом не все так плохо. Несмотря на кризис и вынужденное закрытие ряда мелких издательств и печатных органов, никакого книжного коллапса и конца литературы не произошло. И толстые журналы до сих пор живы, что даже странно. А о наших прогнозах на следующий год мы расскажем в первом номере следующего «тигрового» года. Ушел Желтый Мык. Шел себе, качаясь, ну, и ушел. Теперь на нас тигр набрасывается. А нам-то что? Писали и писать будем. Читали и читать будем.
Худлит
Юз Алешковский. Предпоследняя жизнь ("АСТ")
Андрей Аствацатуров. Люди в голом (Ad Marginem)
Большие пожары. Роман 25 писателей ("Клуб 36,6")
Мария Галина. Малая Глуша ("Эксмо")
Борис Евсеев. Лавка нищих. Русские каприччо ("Время")
Всеволод Емелин. Челобитные ("ОГИ")
Олег Зайончковский. Счастье возможно ("АСТ")
Илья Ильф. Дом с кренделями ("Текст")
Юрий Кувалдин. Сирень ("Книжный сад")
Олег Кудрин. Код от Венички ("Олимп")
Анна Логвинова. Кенгурусские стихи ("Вест-Консалтинг")
Евгений Лукин. С нами бот ("АСТ")
Юрий Мамлеев. Русские походы в тонкий мир ("Зебра Е")
Мирослав Немиров. Полное собрание стихотворений ("Красный матрос")
Евгений Петров. День борьбы с мухами ("Текст")
Александр Проханов. Виртуоз ("Алгоритм")
Олег Разумовский. Веселые картинки (Franc-tireur)
Андрей Рубанов. Хлорофилия ("АСТ")
Роман Сенчин. Елтышевы ("Эксмо")
Сергей Соловьев. Индийская защита ("Зебра Е")
Михаил Свищев. Последний экземпляр ("Воймега")
Андрей Усачев, Виктор Чижиков. Котография на память ("Время")
Михаил Успенский. Райская машина ("Эксмо")
Маргарита Хемлин. Клоцвог (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино)
Леонид Юзефович. Журавли и карлики ("АСТ")
Non-fiction
Homo mortalis. Человек смертный/ Составитель Сергей Роганов ("Печатные традиции")
Азсакра Заратустра. Ничто к Власти и Пустота к Господству ("Аркаим")
Андрей Арьев. Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование (журнал "Звезда")
Виталий Бабенко. Земля: вид сверху ("ЛомоносовЪ")
Валентин Бажанов. Н.А.Васильев и его воображаемая логика ("Канон+")
Андрей Балдин. Протяжение точки. Литературные путешествия. Карамзин и Пушкин ("Первое сентября")
Лев Баньковский, Вячеслав Раков, Алексей Иванов. Пермистика (Пермь)
Илья Басс. Женщины в жизни Франца Кафки ("Алетейя")
Лев Бердников. Шуты и острословы ("Литературная учеба")
Дэвид Боданис. Е=МС2. Биография самого знаменитого уравнения в мире ("Колибри")
Александр Васькин. Сталинские небоскребы. От Дворца Советов к высотным зданиям ("Спутник+")
Евгений Войскунский. Полвека любви ("Текст")
Борис Гребенщиков. Аэростат. В 3-х книгах ("Амфора")
Лев Данилкин. Нумерация с хвоста ("АСТ")
Сергей Есин. Твербуль, или Логово вымысла: Роман места; Дневник ректора: 2005 год ("Дрофа")
Константин Кедров. Философия литературы ("Художественная литература")
Владимир Мартынов. Пестрые прутья Иакова (МГИУ)
Лев Минц. Котелок дядюшки Ляо, или Занимательная этнография ("ЛомоносовЪ")
Новая русская критика. Нулевые годы ("Олимп")
Андрей Остальский. Нефть ("Амфора")
Александр Пятигорский. Кто боится вольных каменщиков? ("НЛО")
Рустам Рахматуллин. Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа ("Олимп", "Астрель")
Карен Степанян. Явление и диалог в романах Ф.М.Достоевского ("Крига")
Александр Чанцев. Бунт красоты. Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова ("Аграф")
Мариэтта Чудакова. Не для взрослых. Время читать. В двух книгах ("Время")
Фото: elliottwave.ru
Коментарі
Останні події
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва