Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Коко Шанель: Дух времени мятежного ХХ века
В студенческие годы я прочитала биографию Ницше и с тех пор дала себе обещание никогда больше не читать жизнеописания своих кумиров (тогда я еще не была знакома с трудами Ясперса).
Я нарушала ее лишь несколько раз и почти всегда об этом жалела. Но не в этот раз. К счастью, не в этот.
Разве могла я устоять? Духами, носящими ее имя я пользуюсь уже тринадцать лет подряд. Это самые длинные отношения в моей жизни (не считая брака). Если бы меня спросили, какие факторы сделали решающее влияние на становление современной женщины, я бы не колеблясь ответила — первая мировая, феминизм, Шанель . Не обязательно в указанном порядке. Она не просто создавала одежду, она изменила лицо эпохи — ее женское лицо. Своими ножницами и иглой она скроила, а затем наметала образ современной женщины — действенной, активной и самостоятельной. Как-будто опредметила абстрактные надежды на возможность подлинной жизни в реальном мире. До этого время — в мужском мире.
Есть что-то неестественное в том, чтобы за несколько дней перелистать страницы чужой жизни. От начала до конца. От рождения к смерти. Это еще одна причина, почему я не люблю биографии. Я читаю их медленно. По несколько страниц в день, чтобы дать возможность их героям жить вместе со мной как можно дольше. Так было и в этот раз. Мы с Мадмуазель сосуществовали почти два месяца. Не так уж и мало, учитывая ее непростой характер. Но зато я имел возможность ежедневно проводить время с наиболее яркими личностями прошлого века: Сержем Лифарем, Игорем Стравинским, Пабло Пикассо, Жаном Кокто, герцогом Виндзорским, Уинстоном Черчиллем и другими. Не самая плохая компания? Согласитесь же?
Другим предостережением относительно жизнеописаний является то, что очень редко случается так, чтобы талант рассказчика был сопоставим с даром его героя. Если честно, почти никогда. Но способен ли обычный человек понять природу поступков гения? Некоего космического героя (в терминологии Гегеля)? Я очень в этом сомневаюсь. Анри Гидель в данном случае — скорее почтительный ученик, который пытается рассказать правду о своем учителе, но сделать это как можно деликатнее, с большим уважением (иногда чрезмерным). Отсюда попытки объяснить, даже оправдать определенные поступки Шанель в глазах читателя, которые на мой вкус несколько отдают фрейдизмом. Что-то вроде: «не потому ли она избрала этого мужчину, что он напоминал ей отца?» и др.
Какой бы величественной не выглядела та или иная историческая фигура, очень важно разглядеть в ней человека. С присущими ей несовершенством и спонтанностью, нелогичностью и непостижимостью. Именно это делает ее интересной и уникальной. Именно это делает ее собой.
Возможно Сартр выразил эту мысль более элегантно: «В человеке существование опережает сущность». Существование Шанель — бесконечный вызов возможному, игра на грани, танец по лезвию бритвы. И мне безразлично, вписывались ли ее поступки в пределы христианской этики, которая умирала в то время в костре первой, а затем второй мировой. Невозможно изменить систему, играя по ее правилам. Только бунтари способны разорвать ткань отмирающего мира, чтобы через образовавшуюся дыру (не всегда эстетическую на вид) хлынуло наконец что-то новое, что так долго содержалось извне.
Шанель, как и многие из ее современников, воплощали в себе Дух времени — Zeitgeist — нового мятежного ХХ века, жестокого, стремительного и почти лишенного романтики. Века физиков, политиков и убийц. Но одновременно — эпохи импрессионистов, экзистенциалистов, постмодернистов и других создателей высокого искусства, отмеченного печатью безнадежности и пессимизма. Шанель удалось объединить в себе этику первых с эстетикой вторых. И именно это, на мой взгляд, позволило ей стать тем, кем он является — единственной и неповторимой Коко Шанель, Iron Lady Высокой Моды.
Если оставить без внимания определенную любовь Анри Гиделя к морализаторству — перед нами добротное, почти научное, исследование. Автор тщательно изучает каждую деталь, каждый жизненный факт, бережно нанизывая его на нить повествования, словно жемчужины с ее любимых шестирядных бус, чтобы в результате создать если не исчерпывающую, то достаточно полную и реалистичную картину жизни великой портнихи. Книга однозначно стоит того, чтобы ее прочли. Она будет интересна не только профессионалам из мира моды, но и широкому читателю.
Что касается качества самой книги, то «Фабула» как всегда на высоте. Не знаю от чего именно я получила больше удовольствия — от чтения или от тактильно-визуального контакта с книгой. Думаю, Шанель, так же как и я, осталась бы довольна сдержанной элегантностью обложки и цветов и матово-золотыми буквами на черном фоне, что складываются в два знакомых всем слова: «Коко Шанель».
Любовь Хашиева
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року