Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Секретные планы и остроумные трюки огромного пожирателя детей
Маленькие дети обычно такие миленькие, пухленькие и обаятельные, что их все время хочется обнимать, тискать и… немножко кусать.
Ну так, немножко совсем. Покусывать. Вовсе не поедать. Хотя… Наверняка, всякий родитель припомнит ситуацию с бабушкой, тетей, дядей, да просто знакомым, который брал ребенка на руки и делал страшные глаза: ах, какой же ты вкусный!.. Тема поедания детей, наверное, существует столько же лет, сколько и само человечество: она присутствует и в архаичном фольклоре, и в «Бармалее» Чуковского, и в «Огромном крокодиле» Роальда Даля. При этом Даль говорит на эту тему с таким юмором и тактом, что его книгу стоит прочесть всем детям старше четырех лет.
Примерно после четырех лет большинство детей перестает всерьез воспринимать шуточные угрозы взрослых на тему «сейчас я тебя съем». Вот тут и наступает время для «Огромного крокодила».
У него на голове
Волосёнки-сёнки-сёнки,
На руках и на ногах
Пальчи-чики-чики-чики,
А на пальчиках его
Ноготочки-точки-точки,
И в еду годится всё
Без остатка-татка-татка!
Главный герой книги – Огромный Крокодил. Это воплощение абсолютного зла. Самый что ни на есть отрицательный герой. Он умный и хитрый. Жестокий и коварный. Обмануть для него – раз плюнуть. И у него есть цель – пообедать ребеночком. Лучше не одним: к концу книги он становится настолько голодным, что хочет уже целых шесть детей! Чтобы добиться своей цели, Крокодил «приводит в исполнение секретные планы и остроумные трюки»: он превращается в качели на детской площадке, в скамейку на полянке для пикника, в кокосовую пальму на плантации. И каждый раз он уже почти достигает цели, но…
Конечно, крокодилу ни разу не удается закусить ребеночком. Почему? Потому что с абсолютным злом можно и нужно бороться. Роальд Даль, насмешник и ниспровергатель основ, придумал идеальную детскую сказку: да-да, ту самую, в которой добро непременно побеждает зло, после чего зло получает по заслугам, а добро торжествует.
При этом сказка Даля совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Кто в ней олицетворяет добро? Сами дети – всего лишь пассивные объекты. Крокодил охотится на них, но каждая охота срывается в последний момент, потому что на помощь детям бросаются его же, Крокодила, знакомые: слон, обезьяна, птичка, бегемот. И тут вроде бы всё просто: главные заступники детей – это хорошие взрослые, которые не дают плохому взрослому реализовать его преступные умыслы.
Но Даль не был бы Далем, если бы ограничился только этим базовым, морально-дидактическим, уровнем. Знаете, как зовут «хороших взрослых»? Бегемот Гипер-Попинс. Обезьяна Кривля. Пышка-Пташка. Слон Хоботан. Говорящие имена – да только все они какие-то странные. Кривые. Неправильные. С издевкой.
А Огромный Крокодил, между прочим, весьма талантлив. Он сочиняет стихи. Он отличный актер, здорово притворяется и маскируется. И вообще-то он по-своему обаятелен. Даль подробно описывает, как урчит в животе у Крокодила, как он расстраивается и ворчит – есть-то надо! Ну что же поделать, крокодилы – не вегетарианцы, им нужно мясо! В какой-то момент ребенок-читатель даже начинает сочувствовать крокодилу, которому никак не удается пообедать. Отлично понимая и принимая четкие и ясные моральные установки автора (крокодил – плохой, остальные звери и дети – хорошие), ребенок словно видит героев книги с разных сторон. Оказывается, зло может быть обаятельным и привлекательным. А хорошие герои - и слабыми, и даже смешными.
Смеха в «Огромном Крокодиле» действительно много. Он и в сюжетах, и в отличных рисунках Квентина Блейка, постоянного иллюстратора Даля, и, конечно, в игре слов. Роальд Даль и переводчица Дина Крупская используют бытовую, просторечную лексику. «Ах ты мерзкая рептилия! Тупоголовый вероломный изверг! Надеюсь, тебя пристукнут, прихлопнут и сошьют из тебя дамскую сумочку!» ‒ ругает Крокодила Слон. Некоторые взрослые считают, что употребление таких «некрасивых» слов недопустимо в детской литературе, что они портят ребенка – но это, конечно же, не так. Если что и портит речь ребенка, то только те слова, которые используют в своих разговорах окружающие его взрослые. Книги здесь ни при чем. Наоборот: грубоватые и простоватые слова становятся еще одним оружием, с помощью которого положительным героям книги удается победить крокодила. Они дополняют и оттеняют грубую силу. Ну подумайте сами: разве был бы конец книги таким эффектным, используй Роальд Даль другие слова?
Слон Хоботан обхватил своим хоботом хвост Крокодила и начал его раскручивать. Вскоре Огромный Крокодил стал казаться мерцающим диском, потом зеленой ракетой, затем он взмыл в воздух и умчался в открытый космос. Пока наконец…
Страшный, коварный, жестокий Крокодил вдруг становится простой жареной сосиской. Дети, которые с напряжением следили за развитием истории, сопереживая то охотнику Крокодилу, то его потенциальным жертвам, ‒ с облегчением и смехом выдыхают. Всё кончено. Зло наказано и с помощью слоновьей силы, и с помощью слов.
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року