Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

12.04.2016|11:06|Папмамбук

Какие проблемы бывают у добрых разбойников?

Вторую неделю пытаюсь понять, что же надо было делать по-другому…

Вначале ничто не предвещало провала: книжка-картинка Т. Унгерера «Три разбойника», слушатели 4–7 лет – вроде бы, все должно было сойтись…
Кто такие разбойники, дети знают хорошо: «Они хулиганят! Они невежливые! Они грабят и обижают разных... существ». Правда, зачем разбойники отнимают ценности в больших объемах, детям не очень понятно: «Наверное, им надо дом себе купить, еду... Ну, одежду». 
Первая часть книги мрачная, она подробно описывает разбой главных героев. На иллюстрациях много черного, темно-синего, отдельные всполохи красного и желтого. Дети сосредоточенно слушают и внимательно рассматривают иллюстрации, комментируя каждый разворот.

 

Непонятное слово «мушкет» дети быстро заменяют на более привычное: «О, какое ружье!», а «секиру» ‒ на «топор»: «Вот как колесо рубит!» И эхом повторяют текст, рассматривая очередную картинку: «Вот женщины в обморок падают... Все убегают... И собака...»

Иллюстрация Томи Унгерера к книге «три разбойника»

Но вот появляется новый персонаж – девочка Тиффани. Здесь мы первый раз спотыкаемся на незнакомом слове: оказывается, мои слушатели не понимают, что значит «осиротела». «Обеднела?..» Приходится объяснять, что девочка осталась без родителей.

Тиффани спросила разбойников, зачем они хранят такое богатство, и этим поставила их в тупик. Герои впервые задумываются над этим и решают помочь потерянным, несчастным, брошенным детям. Они покупают красивый замок и селят там сирот. Со временем приют разрастается, выросшие воспитанники селятся возле замка, возникает целая деревушка. На иллюстрациях появляется белый цвет и яркие краски – картина полностью меняется.

На самом последнем слове в книге мы спотыкаемся еще раз: жители «возвели три высоких башни в память о трех разбойниках – своих добрых опекунах». С опекунами моим юным читателям тоже пока не доводилось встречаться.

Иллюстрация Томи Унгерера к книге «три разбойника» 1

Так какими же оказались разбойники? Мнения разделяются: «Злые, они грабили!» – «Добрые, они помогли детям!» В том, что злые могут превратиться в добрых, дети абсолютно уверены. Я предлагаю им подумать, на какое еще доброе дело разбойники могли бы потратить свое богатство – ну, если бы его хватило еще на что-то. И тут все завязло: «Купить себе квартиру», «Купить себе книжку. Много книжек!» «Дать деньги тем, у кого нет».

Предлагаю нарисовать, что хорошего могли бы сделать добрые разбойники. Дети начинают рисовать то, что умеют: домики, самолеты, ракеты, персонажей компьютерных игр... Вопросы на уточнение: «А в чем тут то доброе дело, которое могли бы сделать разбойники?» – вызывают напряжение и недоумение.

– Вот ракета. Там злые космонавты.

– А зачем добрым разбойникам ракета со злыми космонавтами?

– Ну... Они полетят на Луну. Там дадут денег лунатикам, чтобы они нашли себе хорошую работу.

– А для поиска хорошей работы нужны деньги?

Дети тушуются, понимают, что не угадывают с «правильным ответом», начинают спрашивать разрешения:

– Можно я нарисую грузовик с деньгами?

– Можно. А зачем? Как это связано с добрым делом, которое могли бы сделать разбойники?

– Ой...

Моя коллега, опытный библиотекарь, не выдерживает и предлагает нарисовать больницу для детей. Я напоминаю о том, что кроме людей, можно еще помогать животным. Некоторые из тех, кто постарше, радостно это воспринимают и кидаются рисовать ветлечебницы... Остальные продолжают с компьютерными персонажами и бабочками...

Что же получается? Дети узнаю т о разбое и видах зла значительно раньше, чем о благотворительности и вариантах помощи. Выходит, в их мире нет бездомных кошек и собак (не говоря уже о людях), одиноких стариков, сирот, загрязнения окружающей среды. Они не замечают ящики для сбора пожертвований, которые стоят в каждом супермаркете и храме...

Возможно, надо радоваться, что у моих слушателей всё хорошо, их собственный мир пока безопасен и безоблачен.

Почему же мне вторую неделю кажется, что тут что-то не так?

Мария Климова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери