Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Как увидеть многослойность мира
Одна из главных идей художницы Анн-Софи Боман – наглядно показать ребенку «многослойность», многоуровневость мира.
Об одной из ее книг – «Город над землей и под землей», созданной в соавторстве с Александром Уаром, «Папмамбук» уже рассказывал. В создании другой книги из этого цикла – «Природа над землей и под землей» ‒ художнице помогал Клотильд Перрен. Эта книга приоткрывает секреты природы, обычно скрытые от глаз наблюдателя. Продемонстрировать читателю многослойность мира позволяет необычный дизайн книги и ее сложная инженерная конструкция.
Книга сделана в виде альбома, страницы которого переворачиваются не слева направо, а сверху вниз. Каждый разворот ‒ с «секретом». Сначала читателю открывается тот или иной вид, который можно наблюдать как бы «своими глазами». Вот рыбак стоит на берегу реки. Кто-то копошится в траве у него за спиной. Какие-то животные заняты своими делами на противоположном берегу. По воде плывут утки. Цапля на мелководье охотится за рыбкой… Если бы рыбак не был так занят удочкой и проблемой «клюют – не клюет», если бы он вообще был не рыбаком, а, например, естествоиспытателем, то он, при желании, смог бы увидеть неподалеку от себя и нутрий, и бобров, и лягушек. И человек, и эти животные существуют как бы в одной плоскости.
Но стоит открыть сложенную нижнюю часть картинки, как перед читателем открывается совершенно иная панорама. Верхняя ее часть остается неизменной. А вот две нижние – из «другого измерения». Тут точка зрения читателя-наблюдателя меняется: теперь он смотрит не прямо перед собой, а еще и заглядывает в «неведомые глубины». То есть видит то, что человеку с берега (даже если он не рыбак, а естествоиспытатель) увидеть невозможно.
Авторы книги приглашают читателя в виртуальное путешествие, исследуя самые разные экосистемы: тут тебе и придонная жизнь реки, и тайная жизнь морских глубин, и подземный мир леса… А уж путешествие внутрь горного массива с пещерами и подводными реками просто дух захватывает. Но, между прочим, тайная подземная жизнь течет и в недрах обычного огорода...
Благодаря множеству интерактивных элементов – отогнуть страницу, открыть «ставенку» потайного окошка, снова закрыть – книжка кажется «простой» для восприятия. И трехлетний малыш с удовольствием будет закрывать и открывать окошки. Можно рассматривать с ним картинки, называть животных, а при следующем «сеансе» рассматривания – угадывать, кто где прячется.
Но, конечно, сама идея многослойности мира – достаточно сложная, даже философская, – откроется только ребенку более старшего возраста. Художник явил нам «иллюзии», которые невозможно увидеть в реальности. Даже если человек вдруг решается путешествовать по подводной реке, увидеть мир горных недр в целом ему не под силу. И тем более ‒ подлесный мир. Путешествовать между норами, норками и ходами подземных обитателей попросту невозможно. Такое путешествие и открывающиеся во время путешествия «виды» можно только вообразить. А для этого нужно иметь уже в достаточной степени развитое воображение. Воображение, способное оперировать образами и конструкциями в трехмерном пространстве.
Попросту говоря, с того момента, как ребенок вдруг поймет, что можно рисовать не только плоский домик, но и объемный, он при общении с книжкой Анн-Софи Боманн получает дополнительное преимущество: он начинает видеть изображение не в виде отдельных (пусть и увлекательных) фрагментов, а в целом. Не только отдельные сюжеты, но и пространство. Книга-то и затевалась именно ради того, чтобы представить в неожиданном ракурсе живое пространство природного мира. И когда «глаз» ребенка дозреет до того, чтобы видеть пространство, книга «Природа над землей и под землей» будет работать не только на «количественный» уровень воспринятой информации, но и на новое качество восприятия, на развитие пространственных представлений. А это очень важно и для старших дошкольников, и для первоклассников. Общение ребенка с такой книжкой, ее самостоятельное рассматривание сразу приобретает образовательный характер повышенной сложности. И, конечно, хорошо еще и поговорить с ребенком, что он увидел и понял, можно ли так увидеть мир, как его представил художник.
Сложная «пространственность» книги может побудить ребенка, только начинающего читать, к самостоятельному чтению. Вроде бы, с точки зрения гигиенических требований к тексту, книга такую роль играть не может: текст тут недостаточно жирный и расположен на цветном фоне (гигиенисты считают, что текст для самостоятельного чтения должен быть исключительно на белом фоне).
Но ребенок ведь не будет спрашивать разрешения у гигиениста, можно или нельзя ему читать подписи под картинками. Если ему хочется проводить с книгой время, если ему хочется в ней «пожить», то он, конечно, и читать ее будет. Тем более что эта книга не требует от читателя линейного, последовательного чтения. Ее можно «обчитывать», самостоятельно задавая уровень сложности и насыщенности чтения: сегодня – только отдельные слова-названия животных и реалий, завтра – некоторые предложения…
Так что «Природа над землей и под землей» – не совсем простая книга. И не просто интересно сделанная книга. Кроме скрытых картинок, у нее есть еще и скрытые возможности, о которых нужно знать.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року