Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

08.04.2016|09:04|Папмамбук

Как увидеть многослойность мира

Одна из главных идей художницы Анн-Софи Боман – наглядно показать ребенку «многослойность», многоуровневость мира.

Об одной из ее книг – «Город над землей и под землей», созданной в соавторстве с Александром Уаром, «Папмамбук» уже рассказывал. В создании другой книги из этого цикла – «Природа над землей и под землей» ‒ художнице помогал Клотильд Перрен. Эта книга приоткрывает секреты природы, обычно скрытые от глаз наблюдателя. Продемонстрировать читателю многослойность мира позволяет необычный дизайн книги и ее сложная инженерная конструкция.

Книга сделана в виде альбома, страницы которого переворачиваются не слева направо, а сверху вниз. Каждый разворот ‒ с «секретом». Сначала читателю открывается тот или иной вид, который можно наблюдать как бы «своими глазами». Вот рыбак стоит на берегу реки. Кто-то копошится в траве у него за спиной. Какие-то животные заняты своими делами на противоположном берегу. По воде плывут утки. Цапля на мелководье охотится за рыбкой… Если бы рыбак не был так занят удочкой и проблемой «клюют – не клюет», если бы он вообще был не рыбаком, а, например, естествоиспытателем, то он, при желании, смог бы увидеть неподалеку от себя и нутрий, и бобров, и лягушек. И человек, и эти животные существуют как бы в одной плоскости.

Но стоит открыть сложенную нижнюю часть картинки, как перед читателем открывается совершенно иная панорама. Верхняя ее часть остается неизменной. А вот две нижние – из «другого измерения». Тут точка зрения читателя-наблюдателя меняется: теперь он смотрит не прямо перед собой, а еще и заглядывает в «неведомые глубины». То есть видит то, что человеку с берега (даже если он не рыбак, а естествоиспытатель) увидеть невозможно.

Иллюстрации из книги

Авторы книги приглашают читателя в виртуальное путешествие, исследуя самые разные экосистемы: тут тебе и придонная жизнь реки, и тайная жизнь морских глубин, и подземный мир леса… А уж путешествие внутрь горного массива с пещерами и подводными реками просто дух захватывает. Но, между прочим, тайная подземная жизнь течет и в недрах обычного огорода...

Благодаря множеству интерактивных элементов – отогнуть страницу, открыть «ставенку» потайного окошка, снова закрыть – книжка кажется «простой» для восприятия. И трехлетний малыш с удовольствием будет закрывать и открывать окошки. Можно рассматривать с ним картинки, называть животных, а при следующем «сеансе» рассматривания – угадывать, кто где прячется.

Иллюстрации из книги 1

Но, конечно, сама идея многослойности мира – достаточно сложная, даже философская, – откроется только ребенку более старшего возраста. Художник явил нам «иллюзии», которые невозможно увидеть в реальности. Даже если человек вдруг решается путешествовать по подводной реке, увидеть мир горных недр в целом ему не под силу. И тем более ‒ подлесный мир. Путешествовать между норами, норками и ходами подземных обитателей попросту невозможно. Такое путешествие и открывающиеся во время путешествия «виды» можно только вообразить. А для этого нужно иметь уже в достаточной степени развитое воображение. Воображение, способное оперировать образами и конструкциями в трехмерном пространстве.

Попросту говоря, с того момента, как ребенок вдруг поймет, что можно рисовать не только плоский домик, но и объемный, он при общении с книжкой Анн-Софи Боманн получает дополнительное преимущество: он начинает видеть изображение не в виде отдельных (пусть и увлекательных) фрагментов, а в целом. Не только отдельные сюжеты, но и пространство. Книга-то и затевалась именно ради того, чтобы представить в неожиданном ракурсе живое пространство природного мира. И когда «глаз» ребенка дозреет до того, чтобы видеть пространство, книга «Природа над землей и под землей» будет работать не только на «количественный» уровень воспринятой информации, но и на новое качество восприятия, на развитие пространственных представлений. А это очень важно и для старших дошкольников, и для первоклассников. Общение ребенка с такой книжкой, ее самостоятельное рассматривание сразу приобретает образовательный характер повышенной сложности. И, конечно, хорошо еще и поговорить с ребенком, что он увидел и понял, можно ли так увидеть мир, как его представил художник.

Сложная «пространственность» книги может побудить ребенка, только начинающего читать, к самостоятельному чтению. Вроде бы, с точки зрения гигиенических требований к тексту, книга такую роль играть не может: текст тут недостаточно жирный и расположен на цветном фоне (гигиенисты считают, что текст для самостоятельного чтения должен быть исключительно на белом фоне).

Иллюстрация из книги

Но ребенок ведь не будет спрашивать разрешения у гигиениста, можно или нельзя ему читать подписи под картинками. Если ему хочется проводить с книгой время, если ему хочется в ней «пожить», то он, конечно, и читать ее будет. Тем более что эта книга не требует от читателя линейного, последовательного чтения. Ее можно «обчитывать», самостоятельно задавая уровень сложности и насыщенности чтения: сегодня – только отдельные слова-названия животных и реалий, завтра – некоторые предложения…

Так что «Природа над землей и под землей» – не совсем простая книга. И не просто интересно сделанная книга. Кроме скрытых картинок, у нее есть еще и скрытые возможности, о которых нужно знать.

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»
05.04.2025|10:06
Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
05.04.2025|10:01
Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
05.04.2025|09:56
Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію


Партнери